Цветомедитация для стабилизации психического состояния

Цветотерапия, как средство коррекции психоэмоционалных нарушений детей

Валентина Жеребцова
Цветотерапия, как средство коррекции психоэмоционалных нарушений детей

«Цветотерапия, как средство коррекции психоэмоциональных нарушений детей»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последнее время увеличивается количество детей, посещающих дошкольное учреждение, с различными психоэмоциональными нарушениями: снижением работоспособности, раздражительности и плаксивости,а так же гиперактивные и наоборот пассивные дети. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.

Именно мы должны создать все условия для развития разносторонней личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.

Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из средств здоровьесбережения- цветотерапию.

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т. п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия – методика улучшения здоровья человека с помощью цвета.

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив таким образом основы современной цветотерапии.Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

В.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.

В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета – и я скажу тебе, кто ты», – примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве.Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Остановимся более подробно на каждом цвете:

Красный цвет

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Оранжевый цвет

Способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Желтый цвет

Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Зеленый цвет

Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Голубой цвет

Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Синий цвет

Психологи рекомендуют синий цвет людям, нуждающимся в чувстве безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух.

Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый цвет

Следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый цвет

Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета.

Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому старайтесь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущает на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому нужно зонировать помещение еще и с помощью цвета.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

В своей практике цветотерапию я использую в различных формах работы.Остановимся более подробно на некоторых из них:

Дидактическая игра «Сделай радугу»

Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить из конструктора дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются. Следует учитывать психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактическая игра «Волшебные платочки».

Через цветные платочки из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов рассматриваем окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

Непосредственно-образовательная деятельность «Желтая солнечная физкультура». Заранее договариваемся с родителями, о том что в одежде должен присутствовать желтый цвет. Дети выстраиваются в музыкальном зале. Появляется герой-солнышко, которое предлагает сделать зарядку, выполнить задания, поиграть и в конце их ждет сюрприз (как узнается позже) желтые шарики. Вроде бы обычная физкультура, но с использованием цвета вызывает у детей восторг, настраивает на позитивный лад и они с удовольствием занимаются.

Следующая форма работы: чтение художественной литературы- Семь цветных сказок.

-Хотите я расскажу вам семь сказок?

– А какие они будут?

-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.

Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.

Также мною были подобраны консультации для родителей, направленные на расширение их знаний о целесообразности развития цветового восприятия детей, о различных техниках рисования, психологии цвета и подборке цветных игр.

В группе была сделана коллективная работа «путешествие в страну цвета» Дети сами выбирали цвет и то, что они будут рисовать. Появляется город с домами, деревьями,жителями. Дети придумывают истории.Можно создать проблемную ситуацию: к счастливым жителям цветной страны проникает злой черный колдун.

Еще одна форма работы- цветомедитация, которая помогает детям расслабиться, развивает воображение, фантазию.

Конечно, о результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно по их рисункам. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

«Игра как средство коррекции детей с нарушениями речи» Введение «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Математические игры как средство коррекции детей с ОВЗ С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, и если для родителей нормально развивающегося.

Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей Тема: Путешесвие по сказке «Колобок» Цель: Автоматизация и дифференциация звуков «Л» и «ЛЬ» Задачи: 1. Активизация движения органов артикуляционного.

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрастеИгра является основным видом деятельности ребенка.

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста По мнению А. И. Захарова,.

Конспект «Арттерапия как средство коррекции эмоционального напряжения детей в ДОУ на основе мандало-терапии» Цель: коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Обучение детей мыслить образно и создавать волшебную.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений» Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих.

Презентация по логопедии на тему «Сказкотерапия как средство коррекции речи и воспитания детей» Современные специалисты в поисках эффективных средств коррекции речи все больше ориентируются на использование разных фольклорных жанров,.

Цветотерапия для снятия стресса

К возможностям использования цвета в лечебных целях многие относятся скептически, считая это чуть ли не шарлатанством. Но ведь ультрафиолетовое и инфракрасное излучение в медицине используют давно, и эта практика ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнения. Почему же оздоровительный эффект цветов видимого спектра считается выдумкой представителей нетрадиционной медицины?

Все дело в малой изученности этого явления, поэтому и медики не спешат широко применять его на практике. А вот психотерапевтическое воздействие цветов не вызывает сомнений и широко используется как для лечения различных психических заболеваний, депрессий и неврозов, так и для снятия негативных последствий стресса.

Цвет в психотерапии

Цвет – это не что иное, как свет, отраженный от поверхностей разных предметов. Различие его оттенков связано с тем, что предметы способны отражать световые волны разной длины: от 780 нм (красный цвет) до 380 нм (фиолетовый).

Таким образом, цвет – это форма энергии, и как любая энергия, он способен влиять на процессы, происходящие в нашем организме. А некоторые исследователи, например, биолог Э. Шноль, считают даже, что по нервным волокнам в нашем организме движутся не электромагнитные импульсы, а цветовые потоки.

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека не только хорошо изучено, но и давно и эффективно используется как в психиатрии, так и в психотерапии. Энергия цвета необходима для нашей жизнедеятельности. В условиях недостатка этого вида энергии наступает цветовой голод, который выражается:

  • в подавленном состоянии;
  • чувстве безотчетной тревоги;
  • снижении работоспособности;
  • хронической усталости.

Эти неприятные ощущения знакомы тем, кто живет в условиях затяжной зимы, когда естественных цветов мало.

Цвет – это одно из самых доступных и щадящих средств лечения неврозов и депрессий. Еще на рубеже XX века выдающийся психофизиолог В. М. Бехтерев писал, что «…умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

Красный и оранжевый цвета в психотерапии

Различные цвета оказывают на наше психическое состояние разное воздействие. Оттенки красно-оранжевой части спектра возбуждают, тонизируют, увеличивают активность и даже повышают кровяное давление. Поэтому эти цвета полезны при пониженном эмоциональном тонусе и снижении работоспособности.

Однако красный и оранжевый – агрессивные цвета и оказывают слишком сильное воздействие, поэтому люди в депрессии или просто в подавленном состоянии эти цвета отвергают, их пугает их энергия. Но более мягкие оттенки, например, разбелённый оранжевый или розовый могут стать хорошим средством против депрессии, и, подарив, человеку розового слона, вы, несомненно, улучшите его настроение и состояние в целом.

Негативно влияет красный и в состоянии стресса, для которого и так характерен повышенный уровень возбуждения. Если в таком состоянии человек вынужденно оказывается в окружении красного и оранжевого, то это может привести к нервному срыву.

«Горячие» цвета следует использовать осторожно и дозировано в отношении взрослых людей, а вот детям они не только полезны, но и жизненно необходимы. Яркие, насыщенные красный и оранжевый цвета психологи сравнивают с витаминами, необходимыми для нормального психического развития и роста детей. Не стоит беспокоиться, что от обилия красного малыши до 5-6 лет перевозбудятся, он их скорее успокаивает, чем возбуждает. О детском цветовосприятии читайте здесь.

Психотерапевтическое воздействие голубого, синего и фиолетового

Традиционно считается, что «холодные» цвета успокаивают и снимают повышенное возбуждение, поэтому хорошо подходят для чрезмерно раздраженных и агрессивных людей, а также для тех, кто устал от состояния постоянного нервного напряжения. Это действительно так, но следует помнить, что темные оттенки синего и, особенно, фиолетового подавляют и положительные эмоции, в том числе.

  • Эти оттенки могут вызвать чувства неосознанной тревоги, страха, стремление замкнуться, уйти в себя.
  • И они могут усугубить депрессионное состояние, а вовсе не успокоить.
Читайте также:  Голубой цвет и его влияние на человека

Значительно более позитивно действует голубой цвет. Вот он, действительно, успокаивает, создавая эмоциональную атмосферу пассивного равнодушия, что при чрезмерной возбудимости человека даже полезно.

С помощью нежных оттенков светло-синего и серебристо-голубого лечат шизофрению, а во многих французских психиатрических клиниках разводят «голубые сады», высаживая растения и цветы соответствующих оттенков.

То же самое можно сказать и о фиолетовом цвете. Насыщенный, густой фиолетовый мрачный и тревожный, а вот светло-сиреневый, который является его оттенком, однозначно позитивный цвет и связан с положительными эмоциями, но без повышенного возбуждения.

Использование зеленого цвета в психотерапии

Зеленый считается нейтральным. Он находится в середине спектра и не обладает ни возбуждающим эффектом красного и оранжевого, ни подавляющим – синего и фиолетового. Его светлые оттенки создают позитивное настроение, не снижая при этом желания активного взаимодействия с миром. Зеленый повышает работоспособность, но не утомляет.

  • Это цвет однозначно полезный при любых видах нервных расстройств как при повышенном, так и при пониженном эмоциональном тонусе.
  • Зеленый цвет хорошо помогает при головных болях, особенно связанных с нервным или умственным перенапряжением. А сочетание зеленого и желтого укрепляет нервную систему и является хорошей профилактикой неврозов.

Но следует помнить, что зеленый бывает разный, и темные зелено-синие или серо-зеленые оттенки у многих людей вызывают неприятные чувства подавленности и даже иногда брезгливости. Возможно, здесь играют роль ассоциации с испорченными продуктами или гнилью.

Использование цвета для преодоления последствий стресса

Проблема борьбы со стрессом в последнее время стала особенно актуальной. Но стресс – это не заболевание и не отклонение от психической нормы как, например, психоз или депрессия. Стресс – это специфическое эмоциональное состояние, которое мобилизует все силы нашего организма, чтобы противостоять неблагоприятным условиям. Поэтому стресс связан с большим расходом нервной и физической энергии и приводит к целому ряду негативных последствий:

  • нервное истощение;
  • наоборот, перевозбуждение и повышенная агрессивность, от которых бывает сложно избавиться самостоятельно.

Вот в этих случаях и необходима цветотерапия, которая помогает избавиться не от стресса (это необходимая организму защитная реакция), а от его неприятных, травмирующих последствий.

Помогает лечение цветом и при дистрессе – особой разновидности стресса, связанной с тяжелыми переживаниями и невозможностью решить жизненно важные проблемы.

Цветотерапия постстрессовых состояний

Специфика стресса такова, что здесь с осторожностью следует использовать «горячие» цвета, которые повышают тонус, но возбуждают и без того перевозбужденный организм.

Светло-синие оттенки подходят больше, но они снижают активность нервной системы и, соответственно, защиту человека в сложной ситуации. Равнодушие и безмятежная отстраненность холодных цветов снимают остроту переживаний, но под их влиянием человек не решает проблемы, а устраняется от них.

Лучше всего для лечения последствий стресса подходит зеленый цвет. Он действует сразу в нескольких направлениях:

  • снимает излишнее напряжение и возбуждение;
  • повышает эмоциональный тонус и пробуждает интерес к жизни;
  • успокаивает и укрепляет нервную систему.

Полезен в послестрессовой ситуации и коричневый цвет, который тоже успокаивает и дает ощущение комфорта и защищенности.

Однако зеленого цвета, даже в сочетании с коричневым и желтым бывает недостаточно для того, чтобы человек пришел в норму после переживания сильного и затяжного стресса. Для него важно ощутить все краски жизни и снова научиться наслаждаться каждым ее мгновением.

В этом случае можно использовать комплексную цветотерапию в сочетании с арт-терапией. А если говорить проще, то это рисование разноцветных картинок. Оно помогает решить многие психологические проблемы в том числе и справиться с дистрессом.

Упражнение «Нарисуй свою радость»

Для выполнения этого упражнения можно использовать цветные карандаши, фломастеры или краски. Вам понадобятся яркие живые цвета, вспомните, какими цветами любят рисовать дети – они-то знают, что такое радость.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте то, что у вас ассоциируется с радостью. Это может быть:

  • реальная картинка;
  • символический образ;
  • фантастический пейзаж;
  • портрет дорого человека или домашнего животного – все, что вам захочется.

Пусть не смущает вас то, что вы не умеете рисовать. Сейчас важны лишь чувства и цвета, которые вы вкладываете в рисунок. Они тоже должны быть не реалистичными, а символичными, отражающими радость. Пусть кошка будет розовой, а дождь разноцветным. Все, что вы нарисуете, будет правильным.

Главное, избегайте черных, серых цветов и темных оттенков. Картинка должна вам нравиться, радовать глаз и вызывать добрую улыбку. В процессе рисования активизируется весь ваш позитивный потенциал, который не только способен улучшить настроение, но и подтолкнуть к активным продуктивным действиям. Поставьте рисунок на рабочий стол или повесьте на стенку, пусть он радует вас и вызывает только хорошие мысли.

Это лишь один пример упражнений, которые помогают преодолеть негативные последствия стресса. Но вы можете и сами придумать подобные:

  • нарисовать мечту;
  • самое радостное воспоминание;
  • место, где бы вам хотелось побывать и т. д.

В любом случае рисование очень благотворно влияет на нервную систему, а использование разных радостных цветов улучшает ее работу и поднимает настроение.

Стабилизируем свое психическое состояние. Часть 1

Часто проблемы выводят нас из себя. Мы вспыхиваем по любому пустяку, а после глотаем таблетки от сердца и нервов. Но стабилизировать свое психическое состояние под силу каждому, если не загонять проблему в угол. В данной статье Рецепты здоровья рассказывают, когда вы можете помочь себе сами, а когда следует обратиться к врачу.

Читайте в этой статье:

Как не допустить серьезного психического расстройства

Совет 1 – поддержка близких

Если вы чувствуете, что проблем становится все больше и больше, не прячьте их в себе, а лучше обратитесь за помощью к друзьям, семье или психологу. Иногда незначительная поддержка помогает справиться с большими проблемами.

Совет 2 – обретите спокойствие

Указательным или большим пальцем надавите на место, находящееся над верхней губой, прямо под носом. Выдержите 1 минуту. Это поможет вам избавиться от страха и обрести спокойствие.

Совет 3 – без борьбы

Чтобы победить страх, не следует с ним бороться. Чем больше вы приложите сил для устранения боязни, тем она дольше будет длиться. Вместо того чтобы говорить себе: «За любую цену избавлюсь от этого чувства», скажите: «Хочу стать перед страхом лицом к лицу и преодолеть его».

Совет 4 – будьте терпеливы

Когда вы почувствуете страх или волнение, подождите, пока они пройдут. Будьте терпеливы: чем меньше вы с ними боретесь, тем быстрее они пройдут.

Совет 5 – против страха

Сторонники цветочной эссенции Баха рекомендуют использовать также другие препараты, такие, как гомеопатическое средство Aconite, устраняющее чувство страха и волнение. Врач-гомеопат должен установить нужную вам дозу.

Совет 6 – органические причины

Если вас часто беспокоят приступы страха, которые вы одолеть сами не можете, обратитесь к врачу. Многие из болезней, например гиперфункция щитовидной железы, недостаток кальция, учащенное сердцебиение, гипогликемия (низкий уровень сахара в крови), могут быть причиной подобного рода приступов.

Совет 7 – решение проблемы

Если вы сами не смогли решить проблему, обратитесь за помощью к специалисту. Есть много методов лечения, но первым шагом должно быть изучение причины того или иного состояния больного. Врач может порекомендовать принимать лекарства, прибегнуть к психологическим методам или сделать это в комплексе.

Совет 8 – все зависит от вас

Вам самим следует оценить, какой метод лечения является наилучшим в вашем случае. Эффективность разных видов терапии не для всех одинакова. Существуют и другие методы, например познавательная терапия, беседы с психотерапевтом.

Совет 9 – необходимые лекарства

Если страх или волнение мешает вам нормально жить, посоветуйтесь с врачом насчет использования необходимых препаратов. В некоторых случаях достаточно применять такие лекарства, как бензодвуазепин или буспирон. Последний не вызывает побочных действий и не приводит к зависимости.

Совет 10 – сигналы мозга

Если страх выражается физически и психически, научитесь контролировать сигналы вашего мозга. Метод требует наличия монитора, который позволяет видеть сигналы, которые подает мозг. Много пациентов научилось контролировать возникновение сигналов, тогда монитор совсем необязателен.

Совет 11 – самогипноз

Высококвалифицированный гипнотизер поможет вам овладеть методом самогипноза, который устранит страх перед экзаменом или волнение на сцене. Самогипноз — не магическая форма контроля над нашим умом, а скорее способность концентрироваться в условиях сильного расслабления. Люди, которые занимаются самогипнозом, могут применять его в любых случаях.

Совет 12 – совсем не стыдно

Не следует стыдиться эмоциональных проблем. Это вовсе не означает что вы — слабый человек. Поделитесь проблемой с друзьями и близкими. Они, наверняка, оценят ваше доверие и расскажут, что мучает их. А это помогает.

Совет 13 – совершенствуйтесь

Если вы обучаетесь технике, с помощью которой можно решить все эмоциональные проблемы, не рассчитывайте на быстрый успех. Применяя технику биофидбэка или узнавая о действии нового лекарственного препарата, не говорите – «Это эффективно на 100 %». Вместо этого скажите: «Ну хорошо, если это мне не поможет, буду пытаться до тех пор, пока не найду самое лучшее средство».

Совет 14 – тест на гипогликемию

Если вас беспокоят приступы страха, попробуйте сами сделать тест на гипогликемию (низкий уровень сахара в крови). Как только почувствуете волнение, выпейте фруктовый сок или съешьте булочку. Если через 30 минут вам не станет лучше, идите к врачу, чтобы точно определить уровень сахара в крови.

Совет 15 – нет волшебного лекарства

Смотрите реально на новое лекарство, которое принимаете. Многие препараты помогают справиться с эмоциональными проблемами, однако нет ни одного волшебного лекарства. Даже самые лучшие только заставляют поверить в возможность контролировать свой организм и свою жизнь.

Совет 16 – навязчивая идея

Если у вас синдром навязчивой идеи, проконсультируйтесь с психиатром, который пропишет определенные лекарства и назначит лечение. Антидепрессанты, входящие в группу кольмипрамина и селективных ингибиторов возвратной транспортировки серотонина — флуоксетин, пароксетин и сертралин, — успокаивают симптомы заболевания.

Совет 17 – без комментариев

Если в вашем окружении находится человек, больной анорексией (отвращение к пище), воздержитесь от комментариев, касающихся его веса и внешнего вида. Скажите лучше, что больной хорошо выглядит.

Совет 18 – помощь цинка

Врачи рекомендуют больным анорексией принимать препараты, содержащие сульфат цинка. Его недостаток наблюдается у страдающих этой болезнью людей, которые одновременно являются вегетарианцами.

Совет 19 – лекарство от булимии

Булимию — неукротимое желание есть, неутолимый голод — можно лечить с помощью антидепрессантов. Психотерапия также является одним из эффективнейших методов лечения заболевания.

Совет 20 – ужасная зависимость

Люди, зависящие от алкоголя и страдающие депрессией, должны присоединиться к группам «анонимных алкоголиков». Почти 1/4 женщин и мужчин в результате больших переживаний становится алкоголиками, так как в этом они находят решение всех проблем. Если вы хотите избавиться от зависимости, преодолейте волнение и страх.

Совет 21 – акупунктура от алкоголизма

Если вы проходите курс лечения от алкоголизма и хотите предотвратить судороги, ему сопутствующие, обратитесь к специалисту в области акупунктуры. Этот метод поможет вам скорее избавиться от алкогольной зависимости.

Тренинг: “Стабилизация психоэмоционального состояния педагогов в рамках профилактики СЭВ”

В последнее время я часто слышу жалобы специалистов системы образования и социальной сферы о том, что в современных условиях работы им тяжело справляться с информационным стрессом, что не хватает времени для восстановления сил, что в течение рабочего дня чрезмерно превышается их «лимит» общения с партнерами, коллегами и, как следствие, появляется эмоциональная усталость и истощение. Поэтому данный тренинг посвящен стабилизации вашего психоэмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie_ped-sovet.docx175.94 КБ
stabilizatsiya_psihoemotsionalnogo_sostoyaniya.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Искусство жить – это искусство отпускать на волю все ненужное

В последнее время я часто слышу жалобы специалистов системы образования и социальной сферы о том, что в современных условиях работы им тяжело справляться с информационным стрессом, что не хватает времени для восстановления сил, что в течение рабочего дня чрезмерно превышается их «лимит» общения с партнерами, коллегами и, как следствие, появляется эмоциональная усталость и истощение. Поэтому наш тренинг посвящен стабилизации вашего психоэмоционального состояния.

(Слайд 2) На прошлом тренинге весной мы говорили с вами о таком понятие как синдром эмоционального выгорания. Провели диагностику наличия у вас этапов и факторов ЭВ. Сегодня кратко остановимся на ситуациях, влияющих на возникновение СЭВ.

Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);

Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная);

Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

Окончание учебного года.

(Слайд 3) То есть в каждом из этих случаев присутствует некая стрессовая ситуация. Вот на этом понятии мы сейчас и остановимся. По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, стресс – это всего лишь наша реакция на раздражение. Во время стресса организм выделяет достаточно большое количество энергии,

запускается механизм, который должен нас приспособить к изменившимся

условиям внешней среды или пережить их, пока ситуация не нормализуется. При

этом не важно, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Эта

необходимость перестройки организма, его приспособление к внешнему

воздействию и является сущностью стресса. Фактически стрессовые реакции – это

проявление инстинкта самосохранения, которое обычно не осозна ѐ тся и не

В норме организм постепенно адаптируется, а если нет, если ему не хватает

собственных ресурсов, тогда уже речь идет о состоянии так называемого

«хронического стресса». И это уже проблема.

Когда возникает какая-нибудь опасность, мышцы организма напрягаются, и

учащается пульс, тело готовится реализовать одну из данных ему природой

оборонительных реакций организма на внешнюю угрозу: «бить», «бежать» или «замирать». И этот накопившийся «заряд» организму необходимо выплеснуть.

Однако, в ходе цивилизации и развития социальных норм человек научился

сдерживать архаические спонтанные реакции спасения от опасности.

Так, например, мы педагоги в ответ на «разнос» разгневанного родителя вряд ли будем «убегать» или «бить», но точно почувствуем напряжение в ногах или руках. И эта прихлынувшая и нереализованная энергия может стать для нас разрушительной.

(Слайд 4) Учитывая, что стресс является нормальной биологической реакцией

организма при любом взаимодействии с внешней средой, важно знать, что стресс

становится опасностью, лишь в том случае, когда обычная “доза” затрат

адаптационной энергии превышает некую “норму”, определяющую наше

психическое и физическое здоровье. Именно эта «передозировка» расходует

резервы организма, снижает иммунитет и открывает двери для различных

заболеваний. Напряжение – это часть жизни, поэтому наша задача состоит в том, чтобы научиться управлять напряжением, осознавать «токсический» уровень стресса,

чтобы помочь восстановиться организму и не позволить длительному психическому напряжению вызывать у нас серьезные проблемы.

(Слайд 5) Прежде чем перейти к практической части нашего тренинга, хочу рассказать вам следующую притчу:

Наш тренинг будет отражать суть этой притчи: научиться не доводить себя и свой организм до стадии хронического стресса.

(слайд 6) Сегодня мы с вами попытаемся освоить простые экспресс-техники самопомощи в стрессовых ситуациях, которые направляют энергетический потенциал стресса в нужное русло. Это становится возможным через повышение собственной чувствительности и внимания к тому, что происходит «здесь и сейчас» в теле, в мыслях и чувствах.

(Слайд 7). Первый уровень – то уровень тела. Все мы знаем, что наше тело соматически реагирует на то эмоциональное напряжение, которое находится внутри нас и в большей степени в нашей голове (помните, что ваши мысли могут стать разрушительными для вас).

– Виктор Гюго-: Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.

Часто в течение дня фокус нашего внимания остается в голове, когда поток мыслей не дает покоя и блокирует телесную чувствительность. Эта неосознанность нарушает нашу целостность, единство мыслей, чувств, ощущений. И как следствие – чувство раздробленности, стресс, и крайнее проявление нечувствительности к себе – боль.

Сейчас я вам предлагаю сосредоточиться на вашем теле и сделать технику, которая называется «Мысленное сканирование тела» (Body-scan).

В этой медитации вы можете занять удобное для вас положение. Вы можете

сесть с прямой спиной на стул или облокотиться на стол, вы можете даже встать

Данная медитация направлена на то, чтобы вы оказались более чувствительным и более внимательным к тому, что происходит в вашем теле.

Напомните себе, что это время в большей степени для пробуждения, а не для

засыпания. Также напомните себе, что идея заключается в том, чтобы

осознавать все свои переживания по мере их появления, какими бы они ни были.

Дело тут не в том, чтобы изменить характер своих чувств или стать более

расслабленным или спокойным. Особенность этой практики в привнесении

осознанности во все без исключения ощущения (или отсутствие ощущений), которые

вы можете осознать, по мере того, как вы систематически концентрируете свое

внимание на каждой части тела по очереди.

Теперь, когда вы приняли удобное для вас положение, направьте свое

осознание на физические ощущения в теле. В первую очередь на ощущения касания

или давления там, где тело соприкасается со стулом, полом или со столом. Вы

можете оставаться с открытыми глазами или мягко прикрыть их.

Обратите внимание на ваше дыхание. Дышите, как обычно, привычным для

вас способом. Обратите внимание на то, каким образом вы дышите. Это грудное

дыхание или больше дыхание животом. Обратите внимание на то, как

расширяется ваше тело при вдохе и уменьшается тело на выдохе. Дыхание это то, что с вами постоянно. И теперь, когда вы знаете, что вы дышите, когда осознали как меняется ваше тело с каждым вдохом и выдохом, переключите свое внимание на другие части тела. Начнем сверху. Обратите внимание на вашу голову, волосы, лоб, скулы, глаза, нос и челюсти.

Насколько они напряжены или расслаблены. Попробуйте с каждым выдохом

отпустить напряжение из лица, из шеи.

Мысли неизбежно могут время от времени отвлекать вас от дыхания и тела.

Это абсолютно нормально. Такова природа мыслей. Когда вы это замечаете,

мягко признайте это, заметьте, на что отвлеклись, и затем мягко верните свое

внимание к той части тела, на которой вы собирались фокусироваться.

Обратите внимание на ваши плечи, на ваши руки, сначала на одну руку, затем

другую. Почувствуйте свои локти, запястья и кисти рук, каждый палец на руке.

Насколько свободно они лежат на ваших коленях или располагаются вдоль тела.

Есть ли в руках напряжение, дискомфорт. Попробуйте с выдохом вывести лишнее

напряжение в плечах, в руках.

Обратите внимание на вашу грудную клетку и ниже на диафрагму, и живот.

Есть ли там какие-то напряжения, боль или дискомфорт. С каждым выдохом

попробуйте отпустить, увести из тела лишнее напряжение.

Обратите внимание на вашу спину, поясницу. Насколько они напряжены или

Продолжайте мысленное сканирование тела, уделяя внимание каждой части

тела по очереди. Обратите внимание на низ вашего живота, внутренние органы,

область таза. На выдохе попробуйте вывести дискомфорт, боль, если они там есть,

из этой части вашего тела.

Обратите внимание на ваши ноги, они создают вам крепкую, надежную опору.

Если вы сидите, почувствуйте, как плотно соприкасаются ваши ступни с

поверхностью пола. Если лежите, почувствуйте, насколько плотно прилагают ваши

ноги к той поверхности, на которой вы лежите.

Возможно, вы ощутите соприкосновение пальцев ног друг с другом, чувство

покалывания, тепла или, быть может, онемения, даже отсутствие ощущений. Это

приемлемо. На самом деле, что бы вы ни испытывали, нормально – все, что

присутствует в осознаваемой области в данный момент.

Теперь внутренним взором охватите ваше тело целиком. От пяток до

макушки, от макушки до пяток.

Вновь ощутите ваше дыхание и сделайте два-три более глубоких вдоха и

выдоха. Поблагодарите ваше тело за то, что оно несет для вас ежедневную работу,

за то, что носит, движет, мыслит, чувствует. И когда будете готовы, можете

открыть глаза, если они у вас были прикрыты, и осознать себя в том

пространстве, в котором вы находитесь прямо сейчас.

(слайд 8). Выполняя предыдущую технику, мы с вами обращали внимание на наше дыхание. Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу. При стрессовых ситуациях одним из реальных способов переключить своё внимание и успокоится – является сосредоточение на своём дыханием и правильное глубокое дыхание.

Следующим нашим упражнением будет дыхание на 7 и 11счетов. В стрессовых ситуациях эта короткая и незаметная для окружающих

дыхательная медитация позволит вам ненадолго переключиться от напряжения дня

и подарит немного расслабления и благотворной отстраненности.

Упражнение помогает снять сильное физическое напряжение, находясь в

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания

занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение, но не

надо напрягаться. Сосчитайте при вдохе до 7 и до 11 при выдохе.

Необходимость так долго затягивать дыхание требует полной концентрации

внимания. Глубокий вдох смягчает напряжение, растянутый во времени выдох

расслабляет. Если вы почувствовали легкое головокружение, сократите период

полного цикла и дышите менее глубоко.
(слайд 9). Теперь перейдём к нашим мыслям! Следующее упражнение направлено на осознанное отреагирование негативных эмоций. Уважаемые коллеги, я прошу вас развести руки в стороны и представить, что вы держите огромный ком, в котором собрана вся обида, злость, агрессия, обидные слова и жестокие поступки, которые с вами случались и вам сопутствовали. Теперь попробуйте медленно сводить руки вместе. Почувствуйте то напряжение, которое образовалось в руках от этого тяжелого «груза». Сжимаем, стараемся, ещё сильнее, всё плохое уменьшается, и раздавливаем, расплющиваем в ладошках. Если по ощущениям у вас осталось напряжение, то повторяем упражнение ещё раз.

(слайд 10). И в завершении поговорим о наших чувствах и эмоциях. Вы никогда не задумывались над тем, что именно дети умеют чувствовать, и очень открыто выражать свои чувства. А что происходит потом? Куда уходят наши эмоции? Почему с возрастом мы теряем свою искренность и открытость? Часто этому служат правила, которые нам диктуют в детстве, чтобы подавлять свои чувства. Взрослые обучают детей социально-приемлемым способам поведения. И часто вместе с запретом неправильных действий, запрещают детям чувствовать. Дети слышат: « Не злись! Будь взрослым, не смей бояться! Не плачь, мужчины не плачут! Не смейся, а то потом плакать будешь!». В результате в следующий раз ребенок не сможет так открыто проявлять свои чувства. Он не перестанет чувствовать, но он начнет подавлять и прятать эмоции. Причем, важно заметить, что невозможно избавиться, спрятать какое-то одно или два так называемых «плохих» чувства, например, гнев или обиду.

Мастерски игнорируя одни чувства, мы замораживаем и остальные. То есть,

например, подавили гнев – подавили и любовь.

А если долго подавлять эмоции, то они замораживаются и превращаются в

Последнее наше упражнение называется «Я ВЫБИРАЮ – ЖИТЬ СЧАСТЛИВО» и направлено оно будет на концентрацию ваших основных качеств личности, на том, что даёт вам внутренний ресурс.

Уважаемые коллеги, выберите, не задумываясь, одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг.

А теперь познакомьтесь с собой настоящим!!

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Закончить свое выступление я хочу фразой учитель первого Далай ламы: «КОГДА С ТОБОЙ СЛУЧАЕТСЯ НЕПРИЯТНОСТЬ, ПЕРЕСТАНЬ ДЕЛАТЬ ЭТО ДРУГИМ»

Хорошего вам самочувствия и прекрасного настроения!

Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний. Виды арт-терапии

В психотерапии и психологии существуют различные техники устранения психологических проблем. Одной из самых интересных и действенных является арт-терапия. «Art» переводится как «творчество», «искусство». Следовательно, арт-терапия – лечение искусством, творчеством. Это альтернативный способ решения многих психических расстройств. Также это способ разобраться с какими-либо проблемами при помощи творческого процесса, прийти в ресурсное состояние, повысить настроение, побороть хандру, осеннюю или зимнюю депрессию. Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.

Как работает арт-терапия

Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».

Важно учесть, что необязательно будет «воплощаться» именно внутренне состояние. Возможно человек наоборот неосознанно захочет «рисовать» то, чего ему хочется, тем самым погружаясь в свои грезы, мечты. Таким способ он отвлекается от своей хандры или какой-либо проблемы.

Кроме того, рисуя какую-либо картину, у многих людей наблюдается смена внутреннего состояния: приходит расслабление, проходит головная боль (от тяжелых дум), повышается настроение. Таким образом, суть лечения искусством заключается в трансформировании негативной энергии человека в позитивную посредством творческой деятельности. Такой вид терапии широко применяется в разных социальных и возрастных группах: пользуется успехом в коррекции психологического состояния детей, подростков, пожилых людей, беременных женщин, зависимых и др.

Польза арт-терапии

Арт-терапия дает положительные результаты в лечении как психологических, так и физических недугов. Творчество помогает организму справиться с тяжелыми болезнями и быстрее восстановиться после полученных травм. Это объясняется тем фактом, что физическое состояние организма во многом определяется психологическим здоровьем, позитивным настроем. Об этом говорится и в психосоматике.

  • ускоряет лечение различных физических и психических заболеваний,
  • повышает интеграцию личности в общественную жизнь,
  • успокаивает нервную систему,
  • гармонизирует внутренний мир,
  • учит контролировать свои эмоции,
  • помогает осознать психологические проблемы,
  • снимает напряжение, раздражительность, агрессию,
  • повышает настроение, заряжает энергией,
  • помогает справиться с сонливостью, вялостью, унынием,
  • улучшает работу головного мозга,
  • развивает творческое мышление, фантазию.

Особенности применения арт-терапии

Одной из важных особенностей арт-терапии является полное отсутствие побочных эффектов и противопоказаний. Творчество никак не способно навредить человеку. Напротив – оно вносит гармонию в его психологическое состояние и дарит душевное равновесие. Но при выборе метода арт-терапии следует учитывать тонкости характера и темперамента человека. Так, стеснительному и зажатому пациенту не подойдет актерское мастерство или вокальные выступления на публике, а подвижному и активному – монотонный процесс рисования или шитья.

В первую очередь выбранный для лечения вид искусства должен приносить радость пациенту и ни в коем случае не вызывать негативных эмоций, чувство неловкости, скуки или раздражения. Если метод провоцирует подобные отрицательные реакции, следует незамедлительно изменить род занятий.

Методы и виды арт-терапии

Основные направления, применяемые в качестве терапии искусством:

  • живопись красками или песком,
  • раскраски мандал, рисование по номерам (цветотерапия),
  • лепка (работа с глиной, пластилином и т.д.),
  • фотоискусство,
  • плетение браслетов, декоративных узлов,
  • раскрашивание,
  • скрапбукинг,
  • декупаж,
  • составление коллажей,
  • вязание, шитье,
  • другие виды рукоделия,
  • занятия танцами,
  • музыкотерапия,
  • занятия вокалом (вокалотерапия),
  • моделирование,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • пантомима, актерская деятельность,
  • чтение,
  • письмо (сочинение рассказов, стихов, очерков),
  • сказкотерапия.

Эти направления арт-техник наиболее широко применяются психологами в работе с клиентами. Такие занятия направлены на улучшение эмоционального состояния пациента. Они помогают снять напряжение, поднять жизненный тонус, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Практически всегда у пациентов отмечается стабилизация настроения, снижается уровень тревожности.

Выбрать направление можно самостоятельно и заниматься им в домашних условиях. Но в серьезных случаях совместная работа со специалистом намного улучшит результат.

Принципы арт-терапии

Начинать лечение нужно с чего-то легкого: задания ни в коем случае не должны вызывать затруднение у пациента. Если человек впоследствии сам изъявляет желание развиваться в выбранном направлении, целесообразно углубиться в тот или иной вид искусства, повышая уровень мастерства. Однако на начальном этапе чрезмерно замысловатые задания будут ошибкой и дадут лишь негативный эффект.

Так, для склонных к агрессивному поведению людей хорошо подходит рисование – оно успокаивает нервы, повышает концентрацию. Любительский театр поможет развить навыки социального общения и адаптации в новом окружении, а также научит выражать свои эмоции. Вязание и шитье развивает внимательность, усидчивость, положительно сказывается на мелкой моторике.

Выбрать направление арт-терапии можно самостоятельно, занимаясь дома. Но в серьезных случаях совместная работа с квалифицированным психотерапевтом значительно улучшит результат.

Примеры упражнений в арт-терапии

«Каляки-маляки». Надо рисовать бессмыслицу, то есть не думать какие цвета использовать, как они между собой сочетаются, что именно рисовать. По завершению следует оценить и осмыслить результат, возможно будет просматриваться какой-то персонаж, образ или сюжет. На основании этого рисунок можно дорисовать и затем уже описать.

Коллаж. Можно использовать вырезки из журналов, лепить и рисовать те или иные сюжеты, фигуры и т.п. Анализ результата проводится на основании размеров, цветов, сюжета и расположения «вырезок» относительно друг друга.

Сочинение. Особенно актуально для детей. Вместе со своим ребенком сочиняйте сказку. Начинаете вы. Необходимо в завуалированном виде начать сочинять сказку, основанную на каком-нибудь домашнем бытовом случае, ситуации в садике или школе и т.п. Затем просите продолжить свое чадо. Как правило, они не догадываются и говорят, что у них крутится в голове. Благодаря этому способу вы сможете узнать об его переживаниях.

Арт-терапия является прекрасным способом расслабиться и отвлечься от насущных проблем. Пение, рисование, рукоделие, цветотерапия и т.п. способны не только поднять жизненный тонус, но и познать себя, избавиться от многих болезней, посредством гармонизации внутреннего состояния. Ведь как известно, все болячки из головы.

А вы пробовали арт-терапию? Как она на вас повлияла? Какой вид использовали? 🙂

Видео Арт-терапия. Раскраски-антистресс

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Цветотерапия: простые упражнения, возвращающие здоровье

Цветотерапия – наука, подходящая к лечению строго индивидуально. Сначала необходимо исследовать текущее состояние души и тела, затем применять цветовое воздействие. В этой статье вы можете получить базовые знания о цветотерапии и узнать, как подобрать цвет и лечиться им самостоятельно.

Цветотерапия через цветные стекла

Часто лечение цветом сводится к лечению светом, пропущенным через полупрозрачные цветные объекты. Помните витражи Рудольфа Штайнера? Приблизительно так лечили еще в древности – только тогда на больные органы солнечные лучи направляли через кристаллы.

Рубин, изумруд, сапфир, аметист – эти камни пользовались большим почетом среди врачевателей, понимавших толк в цветотерапии. Сегодня кристаллы и солнечные лучи заменяют лампы с цветными стеклами или фильтрами. В центрах цветотерапии такими лампами пользуются очень успешно.

Их включают и выключают в правильном порядке, регулируют силу освещенности и время воздействия. Можно пользоваться цветными лампами и дома. Но здесь нужно быть очень осторожными – неправильное воздействие цвета не принесет пользы. Покупайте лампы в специальных аптеках и внимательно читайте инструкции.

В домашних условиях можно использовать и обычные лампы с цветными абажурами. Известно, например, что «зеленые» лампы помогают сосредоточиться на работе. Возможно, именно поэтому многие библиотеки в читальных залах ставят на столы именно лампы с зелеными абажурами.

Для спокойного чтения и отдыха подойдет лампа с синим абажуром. Для зарядки энергией или возбуждения эротических фантазий – красная. Но не забывайте: излишне долго работающая «синяя» лампа способна вызвать уныние, а «красная» – раздражение.

Хорошую игру света дает свеча, горящая в цветном стакане. Воздействие цвета в этом случае получается мягким, теплым, душевным. Для создания теплой атмосферы (и в физическом, и в эмоциональном плане) используйте неяркие оранжевые стаканы, для расслабления – голубые.

Как начать взаимодействовать с цветом

Если спросить нашего современника о цветовых символах, то в первую очередь он вспомнит о сигналах светофора. Красный – запрещающий, зеленый – разрешающий. Многие скажут, что черный – цвет смерти, а фиолетовый – грусти. Белый, вероятно, окажется холодным, ангельским или безразличным. Серый – скучным, синий – спокойным.

Наш привычный регулировщик уличного движения, светофор, родился в Лондоне в 1868 году. Создателем его был инженер Дж. П. Найт. Светофор Найта не был светофором в современном смысле слова. Световые сигналы он подавал лишь ночью.

А днем регулировал движение с помощью двух семафорных крыльев. Горизонтальное положение крыльев означало «проезд закрыт». Опущенные же под углом 45 градусов крылья призывали соблюдать осторожность при движении. Управлял ими специально обученный человек.

Непродолжительная карьера первого светофора окончилась бесславно – через четыре недели он взорвался, унеся с собой жизнь одного полицейского. Неудивительно, что лондонцы после этого еще долгое время не возвращались к подобной идее.

В начале XX века Э. Сиррин, житель Чикаго, попробовал рационализировать изобретение Найта. Его светофоры были автоматическими, и в их работе уже не должен был участвовать человек. Светофор Сирина все еще не был снабжен привычными нам цветными кругами.

Вместо них пешеходы и водители видели две надписи: «Стойте» и «Идите». В 1912 году американец Л. Вайр создал первый электрический светофор. А в 1918 году У. Поттс и Дж. Харрис, также американцы, придумали ту систему дорожной сигнализации, к которой мы привыкли сегодня, – красный, желтый зеленый.

Упражнение «светофор»

Психика человека удивительна. Она умеет и любит ставить самые разнообразные запреты, казалось бы, без всякой логики. Конечно, разумно ограничивать себя в некоторых вещах – есть поменьше мучного и жирного, не лежать подолгу в постели, не сидеть у телевизора часами.

Но как быть с обидными и неестественными запретами на любовь, радость, общение? Если вы чувствуете потребность в снятии такого рода ограничений, это упражнение для вас.Представьте себе большой круг красного цвета. Это ваш барьер, запрет, комплекс неполноценности.

Постарайтесь взглянуть на него без страха и напитаться энергией чистого красного. Теперь, когда у вас есть новые силы, заставьте красный цвет постепенно преобразоваться в желтый. Вы видите перед глазами желтый круг? Отлично! Это цвет ожидания и в то же время раздумья.

Пусть ваш разум укрепится за счет энергии желтого. А вы пока подумайте о том, как хорошо вам будет жить, когда ваша проблема покинет вас навсегда. Если вы чувствуете, что уверенность в победе стала полной, позвольте желтому кругу трансформироваться в зеленый. Этот новый круг символизирует открытую дорогу, по которой вы теперь пойдете самостоятельно.

Полюбуйтесь зеленым цветом. Почувствуйте волны спокойствия, исходящие от него. Насладившись новым ощущением свободы, закончите упражнение. В будущем почаще вспоминайте ваш зеленый круг и при необходимости повторяйте упражнение.

Цветотерапия для глаз

Пусть глаза отдохнут!

Компьютер, телевизор, деловые бумаги, книги. В наше время глазам так трудно! Ведь они постоянно находятся в напряжении. Помогайте же вашим глазам! Каждые 2 часа переключайтесь с «ближнего» зрения на «дальнее», то есть смотрите вдаль. Работая, время от времени закрывайте глаза на 1-2 минуты.

Делайте простые, всем известные упражнения: смотрите, поворачивая голову в разные стороны, сводите взгляд к переносице, часто-часто моргайте. Ну и конечно, применяйте простые методы цветотерапии. Купите несколько достаточно больших кусков ткани чистых цветов и смотрите на них.

Но не увлекайтесь – для одного сеанса вполне достаточно двух минут. Красный цвет поддерживает остроту зрения. При атрофии зрительного нерва помогут оранжевый и желтый. При близорукости хороши зеленый и голубой. Катаракты и глаукомы боятся синего и фиолетового цветов.

Упражнение «терракотовый уют»

Возьмите стакан нежного абрикосового или терракотового цвета. Поставьте в него обычную горящую свечу. Погасите в комнате свет. Расположитесь на некотором расстоянии от источника цвета. Расслабьтесь. Представьте себе теплый летний день. Солнце, зелень, спелые абрикосы.

Вы лежите в саду на мягкой земле. Вам хорошо, спокойно, уютно. Вы чувствуете, как согреваются сначала ступни, лодыжки, колени. Затем тепло поднимается выше – мягкой, но уверенной волной. Вас наполняет энергия лета и солнца. Но эта энергия не разрушительна.

Она призывает вас делать добро, любить свою семью, творить домашний уют. Покачайтесь на терракотовых волнах и возвращайтесь в обычное состояние. Можно выполнять это упражнение совместно с близким человеком.

При лечении глазных заболеваний часто используют очки с цветными стеклами. Например, зеленые очки советуют носить при катаракте, а желто-оранжевые – при близорукости. Такие очки хорошо влияют и на психологическое состояние человека, «окрашивая» мир в полезную цветовую гамму.

Можно просто заказать очки со стеклами того цвета, который необходим вашему организму, и смотреть через них на солнечный свет от 20 минут до 1-2 часов в день.

Упражнения с цветом, возвращающие здоровье

Упражнение «моя радуга»

Я люблю это несложное упражнение и часто выполняю его по утрам. Оно помогает мне весь день быть в тонусе. Итак, закройте глаза и представьте, что сидите в уютном лесном шалаше. Пахнет хвоей, травой и цветами. Снаружи – дождь, грибной летний дождь.

Капли заставляют листву мягко шуршать, а утреннее солнце освещает все вокруг нежным цветом. Вы сливаетесь с гармонией природы и находитесь в ожидании чуда. Вдруг вы понимаете, что дождь прекратился, и выходите из шалаша. Над вами – чистая красивая радуга. Поднимитесь ввысь и пройдите сквозь радугу.

Сначала вы наполняетесь красным цветом, который передает вам свою силу. Затем оранжевый будит в вас чувственность. Желтый пополняет чашу интеллектуальных сил. Зеленый избавляет от негатива и дарит любовь. Голубой воссоздает внутреннюю гармонию.

Синий успокаивает нервную систему. Фиолетовый согревает, пробуждая созидательную энергию. Насладитесь каждым цветом (но не более 15-20 секунд). Завершая упражнение, поблагодарите каждый цвет и всю радугу в целом.

Упражнение «шалаш»

Устали? Кажется, что проблемы навалились на вас и не хотят отпускать? Значит, пришла пора достать из шкафа зеленый плед. Сядьте на кровать и накройтесь пледом с головой. Пусть свет, проникающий к вам, льется только через плед.

А теперь представьте, что находитесь в лесном шалаше, сплетенном из зеленых ветвей. Почувствуйте запах трав, хвои, листвы. Правда, хорошо? Спокойно, тихо, приятно. Вы чувствуете полную защищенность и умиротворяющий покой. Ваши враги-проблемы остались за пределами уютного шалаша.

Они не могут до вас добраться, а потому, рассердившись, становятся меньше и слабее. Посмотрите на них сквозь зелень листвы. Какие же они смешные! Рассмейтесь, прогоните их своим хорошим настроением! Теперь еще немного побудьте в тишине зеленого леса и возвращайтесь к своему обычному состоянию.

Упражнение «Цветные шары»

Некоторое время назад меня познакомили с полезным упражнением, помогающим насытиться цветом. Я предлагаю вам использовать его в случаях, которые были описаны выше.

Как выполнять упражнение с цветом

А упражнение очень простое. Предположим, вам нужно напитаться зеленым. Сядьте удобно, закройте глаза и представьте небольшой зеленый шар, парящий около вашей головы. Мысленно смотрите на этот шар. Пусть он окрашивается в разные оттенки зеленого, переливается, меняет температуру.

Остановитесь на том тоне, который нравится вам больше всего. И начинайте медленно (ни в коем случае не резко) вдыхать воздух. Шар будет постепенно притягиваться к вам, постепенно вы начнете вдыхать его. Завершив вдох, почувствуйте шар внутри себя.

Попросите его отдать вам свой цвет и впитайте зеленый в себя. В это время дышите свободно. Теперь сделайте медленный спокойный выдох. И за это время выпустите шар наружу. Только теперь шар будет уже бесцветным, поскольку он весь цвет отдаст вам.

Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете полное удовлетворение. Но не переусердствуйте.

Предупреждение

Что же, выполняйте упражнения, окружайте себя цветными вещами, пейте цветные жидкости и улучшайте свое настроение. Хочу еще раз напомнить вам, что в серьезных случаях не стоит заниматься самолечением. Тяжелые депрессии и другие негативные состояния подобного рода необходимо снимать с помощью специалистов.

Цветоакупунктура: цветом по точкам

Применение цвета может быть общим (в случае если воздействию подвергается весь организм) или точечным. В первом случае человек, например, помещается в комнату, в которой пол, потолок, стены и все предметы одного цвета. При таком методе лечения пациенту лучше всего быть одетым в белое.

Только этот цвет не будет перебивать нужные энергетические излучения и мешать лечебному воздействию. В полностью цветной комнате порой также включают цветные лампы. Иногда они того же цвета, что и основной, а иногда от него отличаются.

Точечное воздействие света – особо тонкая наука. Часто такое воздействие связывают с точками акупунктуры. Существует даже отдельное направление в цветотерапии – цветоакупунктура (или хромопунктура).

Биологически активные точки и цвет

Как мы знаем, на теле человека находится множество чудесных точек. Воздействуя на эти точки тем или иным образом, врачи добиваются исцеления болезней и усиливают энергетику организма. Наиболее известный и применяемый в нашей стране способ подобного лечения – иглорефлексотерапия.

Но, конечно, набор методов значительно более широк. Восточные специалисты умеют достигать результата, массируя точки, смазывая различными средствами и. направляя на них цветные лучи.Простые средства цветоакупунктуры доступны каждому из нас. Для этого понадобится только фонарик неширокого действия со сменными цветными стеклами.

Его луч направляется на биологически активную точку, и цвет начинает свое благотворное воздействие. Так, позвоночник и органы дыхания успешно лечат красным, органы пищеварения – желтым, нервные расстройства – синим, голубым или зеленым, кожу – желтым или голубым, иммунную систему – оранжевым.

Точка для цветотерапии Суджок

Много интересного о строении наших кистей и стоп может рассказать терапия суджок. Специалисты суджок знают, как связаны различные области тела с биологически активными точками на руках и ногах. Более того, для каждого заболевания они могут предложить варианты лечения – конечно, путем воздействия на все те же важные точки.

Благодаря суджок я узнала об одной полезной точке. Попробуйте найти ее на тыльной стороне ладони. Немного отодвиньте друг от друга указательный и большой пальцы. Теперь мысленно проведите линии, продолжающие эти пальцы. Там, где они пересекаются, и располагается наша точка.

А теперь – о пользе цвета. Начнем с красного.

Такой же режим лечения показан при диарее. Только светить на точку нужно не красным цветом, а желтым. При усталости, воспалении, высокой температуре работайте по этой методике с синим цветом.

Хочу рассказать и о другом полезном методе, еще более простом в применении. В этом случае точки акупунктуры просто красятся тем или иным цветом. Можно использовать карандаши, фломастеры и разнообразные краски. Важно только, чтобы вещество не оказывало неблагоприятного действий.

Домашняя цветотерапия

Что еще из простых домашних методов цветотерапии можно посоветовать. Ну, например, такие! Покупаете в обувном магазине обычные стельки и окрашиваете их в нужный цвет. Важно только, чтобы краситель не переходил на ваши ноги и одежду. В принципе, можно поискать уже готовые цветные стельки. Но такие, к сожалению, встречаются нечасто.

Хорошим средством цветотерапии может стать и шапка. Например, шапка красного цвета снимает головную боль, синяя успокаивает, зеленая нормализует давление. Выбирайте шапки без рисунков, а одежду надевайте неяркую, лучше всего белую.

В принципе, даже деталь одежды может оказать цветотерапевтическое воздействие. Например, оранжевые носки полезно носить при частых судорогах в ногах. От экземы на руках помогут желтые перчатки. Красный свитер успокоит боли в позвоночнике. Можно просто накладывать тряпичные компрессы на больные места. Ткани для этого лучше брать натуральные, например хлопковые.

Если вы много времени проводите на одном и том же рабочем месте, можете заготовить лечебные цветные подстилки на стулья. Дома же полезно иметь цветные однотонные пледы и наволочки.

Ткань так хорошо передает энергию цвета, что ее стоит прикладывать не только непосредственно к телу. Попробуйте заворачивать в нее какие-нибудь продукты питания. Например, яблоки или помидоры. Напитавшись цветом, фрукты и овощи, и сами по себе полезные, замечательно укрепят ваше здоровье.

Хорошим лечебным действием обладают нарисованные цветные образы. Картины известных художников, абстрактные изображения, веселые картинки и другие живописные средства уже давно используются в нетрадиционной медицине. Контекст изображения в совокупности с его цветом оказывает сильное влияние на психику человека и помогает излечить многие недуги.

Прекрасными проводниками энергии являются драгоценные камни. Для нас с вами важно и то, что они обладают чистыми глубокими цветами. О том, как можно использовать цветные кристаллы для лечения души и тела, мы обязательно поговорим чуть позже.

Как приготовить лечебную цветную воду

Хорошим накопителем и проводником энергии цвета является вода. Конечно, я не призываю вас пользоваться красителями для воды. Увы, большинство из них содержит вредные для здоровья химические вещества. Воду можно сделать энергетически цветной, зарядив ее с помощью все тех же солнечных лучей и разноцветных стекол.

Как зарядить воду цветом

Заряжать воду следует, например, так. Налейте ее в цветную бутылку или стакан и поставьте на солнечный свет. Если цветного стакана нет, можно наклеить на оконное стекло полупрозрачную пленку нужного цвета. При этом желательно, чтобы посуда была закрытой. Пусть зарядка продолжается от одного до трех часов – в зависимости от ожидаемой силы действия воды.

Некоторые цвета долго держат заряд. Например, «голубая» вода окажется полезной и через месяц. А вот «красная», «желтая» и «оранжевая» вода потеряет цвет через 3-4 часа, если не убрать их в холодильник. Но даже и в холодном месте больше двух недель заряд этих цветов не продержится.

Есть и еще два простых способа зарядки воды. Он подойдет тем, у кого в доме редко бывает солнце. Налейте воду в стакан и поставьте ее на цветную подставку. Или накройте емкость цветной тканью. Зарядка в этом случае будет осуществляться несколько дольше.

Конечно, вы понимаете, что и подставку, и ткань нужно приготовить специально – на них не должно быть вкраплений других цветов, да и сам цвет должен быть очень чистым.

Применение заряженной воды

Интересно, что «теплые» воды, то есть относящиеся к теплой цветовой гамме, следует принимать в первой половине дня. «Холодные» же лучше пить ближе к вечеру, когда общая температура воздуха понижается.

В качестве «цветной» воды могут также выступать соки и другие напитки. Напоминаю, что наибольшую пользу принесут только что выжатые соки из фруктов и овощей. Пейте однокомпонентные соки, а также смеси. Учитывайте оба фактора – и цвет сока, и содержание в нем полезных веществ.

Воду можно не только пить. Хороший лечебный эффект оказывают цветные ванны. В большинстве случаев такие процедуры проводятся в специальных кабинетах. Вода в ванных там действительно окрашивается в нужный цвет безопасным красителем. В домашних условиях осуществить это несколько сложнее.

Но, как говорится, нет предела фантазии. Используйте цветные соли для ванн или пищевые красители. С последними будьте особенно внимательны, изучайте составы красящих веществ. Наливайте в ванну не слишком горячую воду. Во время процедуры старайтесь расслабиться и как следует прочувствовать энергию цвета, помогающего вам восстановить здоровье.

Принимают заряженную цветом воду весьма аккуратно. Достаточно нескольких глотков или столовых ложек в день.

Читайте также:  Лечение зеленым цветом
Ссылка на основную публикацию