Методика физвокализа

ИНТЕРАКТИВ ЛАБОРАТОРИЯ
galactic.org.ua
ФИЗВОКАЛИЗ

При огромном внимании, уделяемом физической культуре, способствующей гармоничному развитию человека, из поля зрения выпадает звено, связанное с развитием и стабилизацией функции звукообразования при бытовой речи или пении.

В результате проведенных предварительных исследований и анализа литературы по вопросам, касающимся биофизических и биомедицинских аспектов звукообразующего аппарата человека, выделено и определено новое направление физической культуры, получившее название ФИЗВОКАЛИЗ, которое позволяет использовать резервные возможности организма человека для гармоничного развития личности.

Наши долголетние наблюдения показали, что в оптимальном звукообразовании участвуют мышцы туловища и даже мышцы конечностей. Отсюда вытекает необходимость специальными физическими упражнениями, согласно выработанной методике ФИЗВОКАЛИЗА, развивать и стабилизировать у человека комплекс мышечных групп и органов, участвующих в оптимальном звукообразовании при бытовой речи. Нами замечено, что воспроизводимый голос оказывает влияние на состояние как собственного организма, так и организма слушателя.

Предлагаемый нами способ оптимизации межмышечной координации звукообразующего комплекса позволяет стимулировать протекание биологических процессов в организме человека оптимальным образом.

Попов Анатолий Иванович

Звук и вибрационные характеристики испокон веку использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Если немного потренироваться, то можно ощутить вибрацию произносимых или пропеваемых нами звуков, прикладывая кончики пальцев к различным частям тела.
Всё – кости, мышцы, кровь – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям.

С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что музыкальные вибрации, равно как и шумовые, так или иначе воздействуют на состояние человека, на его организм: в чем-то положительно, а в чем-то – отрицательно.

Звуковые колебания – достаточно грубые вибрации. Но даже и такие грубые вибрации, как акустические, очень часто могут оказывать благотворное влияние на душевное и физическое состояние человека, чем, несомненно, пользовались еще целители древности.

Замечательный образец такого врачевания мы видим в Ветхом Завете. Там описывается, как будущий царь Израиля Давид неоднократно исцелял звуками арфы от злого духа невротической депрессии «действующего» царя Аула.

Не прошли мимо этого метода и цивилизации Востока. В Индии до сих пор практикуется такое целительство – на основе принципов классической аюрверды с использованием гангаведов (повторяющихся мелодических оборотов ритуального происхождения, нередко – с применением четвертьтонового звукоряда). При этом источник звука обычно бывает приближен непосредственно к больным участкам организма. Такой метод оздоровления с помощью гангаведов иногда называют мелотерапией .

Разумеется, попытки использовать музыку для оздоровления пациентов осуществляются и в других странах. В частности, подобное направление имеется в Швейцарии, Израиле, Германии, США. Надо сказать, что исцеление музыкальным звуком производится не всегда системно; в ряде случаев музыка является своеобразной лекарственной «добавкой» для исцеления ограниченного круга недугов или применяется лишь с целью психорелаксации. Кроме того, музыкотерапевтические направления и школы пока еще не имеют общих, единых принципов и подходов к процессу оздоровления и профилактике – каждая из этих школ обычно использует свои наработки.

Например, израильское направление, именуемое ритмотерапией (автор метода – Д.Гиттельман), ограничивается применением набора ритмических построений, воспроизводимых на ударных инструментах. Со своей стороны французский музыкотерапевт А. Томатис «специализируется» на музыке Моцарта (и для этого, надо сказать, имеет самые серьезные основания, поскольку сочинения австрийского композитора находятся в числе лидеров по целительному воздействию), за что врача даже прозвали «Доктор Моцарт» (кстати, его пациентом имел быть счастье знаменитый актер Ж.Депардье). Гамбургские же ученые преуспели в рассасывании ряда опухолей у своих пациентов с помощью… оглушительной рэп-музыки. Ну, а в КНР естественным образом используется идущий от древних традиций даосской медицины метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных гласных звуков с целью оздоровления тех или иных систем организма. Вокальный вибромассаж в несколько модифицированном виде предстал в прошлом веке в практике итальянского вокального исполнителя и педагога А.Барреры.

Надо сказать, что в этих и разнообразных других школах далеко не всегда совпадают и критерии успешности музыкального целительства, равно как и методы экспресс-диагностики и контроля функциональных состояний. Нередко развитию музыкотерапии вредит прямая коммерциализация этого направления, когда происходит явный перекос в сторону практики в ущерб научным исследованиям.

На отечественной ниве музыкотерапия пока делает свои первые шаги. Правда, в среде вокальных педагогов некоторые методы имеют свои корни в некоем историческом прошлом. Так, Б.Привалов перенес на российскую почву наработки А.Барреры – и вокальный вибромассаж получил свое дальнейшее развитие, а метод Попова, именуемый физвокализом и заключающийся в как бы пропускании разных по высоте звуков через те или иные части тела имел свою предысторию в исполнительской практике великого Шаляпина.
Работающий в московском интернате №12 педагог-новатор Огороднов со своей стороны приспособил ряд принципов вокального вибромассажа для обучения и быстрому овладению вокальными навыками людей любого возраста с любым уровнем развития музыкального слуха с попутным оздоравливающим эффектом.

Методика физвокализа

Сначала немного об этой методике:

Физвокализ это название методики гармонизации звукообразующего комплекса человека, которая была разработана А.И. Поповым. Методика официально зарегистрирована 11 апреля 1974 в Госкомспорте РСФСР. После этого последовала целая серия статей в различных журналах, а после проведения 27-го съезда КПСС было принято решение направить материалы по физвокализу для апробации во ВНИИ физической культуры.

С 1974 года автором метода А.И Поповым непрерывно проводилась занятия с различными группами населения от рожениц, детей различных возрастов, подростков и юношей до взрослых граждан и пенсионеров. Эти занятия смогли посетить тысячи граждан различных родов деятельности, профессий и статуса. Отрицательных воздействий от упражнений по методике физвокализа не было зарегистрировано ни разу.

Результаты проводимых работ докладывались на общесоюзных, российских и международных научных конференциях, симпозиумах, форумах и признаны положительными ведущими учеными, специалистами и широкой общественностью.

Что дает методика физвокализ?

С помощью методики физвокализа у людей приобретаются и развиваются как физические качества личности (появляется осанка, походка, мимика и жесты), так и духовные (гармонизируются отношения внутри семьи, между родственниками, близкими, коллегами по работе, партнерами и всем окружением в целом).

В чем состоит суть методики? Кратко можно ответить так.

Поскольку голос (как в прочем и любой звук, со всеми частотами и обертонами, динамикой и статикой звуко-, слого-, слово- и другими образованиями и составляющими) влияет на человека и на протекающие в организме процессы на уровне атомов, молекул, веществ, клеток, органов, систем, сознания и духа, то и наоборот, в результате работы всех этих частей организма должны формироваться вибрационные голосовые процессы. Если эта система генерации отлажена правильно, то организм работает без перебоев!

Также как для достижения высоких результатов в спорте спортсмену требуются определенные методы тренировки, так и для голоса нужна гимнастика и специальные упражнения. Но отличие состоит в том, что работа голоса человека строится на принципе межмышечной координации всего звукообразующего комплекса, который ранее до использования методики физвокализа в постановке голоса не участвовал.

Известна болезнь с названием «хроническая обструктивная болезнь легких» (ХОБЛ). Такой диагноз можно поставить каждому 10-тому жителю России. ХОБЛ не щадит никого, все чаще нападая на граждан в возрасте 40–45 лет и довольно скоро делает из них нездоровых людей, а то и вовсе инвалидов. Легкие человека начинают стареть ускоренными темпами. Эта болезнь особенно массово поражает тех, кто живет в больших городах, где много автомобилей, заводов, пыли, грязи и промышленных выбросов. Пыль, копоть и дым осаждаются в бронхах и легких, вызывая их сужение, вкупе с повышенным выделением слизи, а ее должно быть очень мало. Меняется цвет лица и появляются хрипы в груди.

Звуковые вибрации правильно говорящего по методике физвокализа человека выбрасывают из легких все накопленные вещества вместе с мокротой. Методика физвокализа очищает легкие.

Вот, что пишет сам автор методики, А. И. Попов:

Чем отлаженнее функциональная система звукообразующего комплекса, тем меньше «внутренних зажимов» и ненужных напряжений мышц. Правильное звуковедение влияет не только на качество голоса, но и на весь организм, на степень биоакустического резонанса в различных его «участках». Известно, что сами произносимые звуки — в зависимости от их высоты и силы — по-разному влияют на работу внутренних органов человека. Если на поперечнополосатые мышцы тела мы можем воздействовать с помощью самых обычных физических упражнений, то на гладкую мускулатуру внутренних органов они влияют гораздо меньше. А вот звуки проникают сюда весьма легко.

Это просто обнаружить. Положите левую руку на желудок, правую — на нижние ребра спины. Произнесите звук «О» 3-4 раза. Теперь постарайтесь распрямить позвоночник, вытянуться как бы вверх — талия сузится, а нижняя часть косых мышц живота подтянется. Снова произнесите «О», и вы услышите, что оно значительно отличается от первого: вибрация желудка усилилась. Получилось это оттого, что активизировались мышцы, принимающие участие в формировании голоса. Можно привести аналогию со струной: если она плохо натянута, то дребезжит. Конечно, сравнение упрощенное, процесс возникновения звука сложнее. «Правильные» колебания желудка весьма полезны. Да и не только желудка. Науке еще предстоит открыть, какие звуки дают наибольший положительный эффект.

Основные позиции при занятиях физвокализом. При этом активизируются широчайшие мышцы спины (1), нижняя часть широчайших мышц спины (2), двубрюшные мышцы подъязычной кости (4), начало грудино-сосновых мышц (5), глубокие мышцы спины, косые мышцы живота (6), мышцы бедра (3). В результате нормализуются мышцы гортани и, в силу обратной связи, внутренние органы человека.
©А.И. Попов

Вот несколько упражнений из методики «Физвокализ», благодаря которым в организме начинается процесс самовосстановления. Чтобы добиться результата, потребуется время. Каждое действие выполняется, как бы преодолевая сильное сопротивление. Это важное условие.

• Встаньте в третью балетную позицию – пятка левой ноги упирается в “ямочку” правой. Опустите руки, держа их под углом 30 градусов от тела и, представив, что тянете тугой резиновый жгут, поднимайте их кверху так, чтобы ладони смотрели друг на друга. Затем резко бросайте руки вниз.

• Теперь сделайте то же самое, но действие сопровождая словами. Поднимая руки до пояса, произносите: “Говори”. Когда тянете от пояса до предела вверх: “Спи”. И, резко бросая руки вниз, выдыхаете: “Ной”! Получается “Говори спиной”. Смысл этого упражнения – в сочетании определенного физического действия и голоса.

• Оставаясь все в той же третьей балетной позиции, опустив руки вниз под углом 30 градусов, сжимаете, но не очень сильно кулаки, кладете их на область тазобедренного сустава, и начинаете “буравить” его кулаками, каждое нажатие сопровождая словами: “юн”, “ен”, “ин”, “ян”, стараясь произносить гласные и согласные из самой глубины вашего “чрева” и максимально звонко, добиваясь того, чтобы тело резонировало, звучало.

• Позиция та же. Руки опущены вниз под углом 30 градусов. Сконцентрируйте внимание на кончиках пальцев. Не нагибаясь, сделайте движение руками, как будто хотите пальцами пронзить пол. Каждое действие нужно сопровождать звуками: “со”, “ни”. Когда произносите “со”, представьте, что в горле у вас солнце, от которого исходят лучи. Произнося “ни”, старайтесь, чтобы продолжали работать те же мышцы гортани, когда вы говорили “со”.

Эти упражнения помогают при многих хронических болезнях, в том числе при радикулите, остеохондрозе, трахеите, воспалении легких, и даже исправляют плоскостопие, обладают омолаживающим эффектом.

И еще два упражнения:

Растяжка. Встать прямо. Руки напряжены, пальцы вытянуты. Медленно поднимать руки вверх и всем телом тянуться за ними, представляя, что растягиваете прикрепленную к полу пружину. Плавно опуская руки, представьте, что разрезаете ладонью мягкое масло. Выполняя это упражнение, произнесите звук «а», который способствует выравниванию энергетического поля человека.

«Полина Виардо». Медленно вращать плечами назад, с усилием пытаясь нарисовать плечами полный круг. Человек как бы расправляет крылья за спиной. . При этом растягиваются все мышцы спины, приобретают эластичность позвонки. При выполнении упражнения произносить звук «и», повышая и понижая голос. Этот звук хорошо гармонизирует работу внутренних органов.

(Из книги Ефимова-Яраева В.П. Энциклопедия вашего здоровья)

Методы тренировки: что нужно знать, занимаясь в спортзале

Интервальная , круговая , аутогенная и другие спортивные тренировки. Для того чтобы достичь своей цели в погоне за красивым и стройным телом , важно выбрать определённый метод и технику выполнения. Давай разбираться вместе!

Cosmo рекомендует

Кто повторяет: звездные дети и их родители с одинаковыми бьюти-приемами

Модная стрижка-2020 для тонких волос – удлиненный боб: способы укладки

Метод тренировки — это подход к выполнению упражнений для конкретной цели. По сути это совокупность программы тренировок и физической активности конкретного лица ( спортсмена).

Например , чтобы накачать мышцы , обрести заметный рельеф и набрать массу , требуется заниматься по силовой методике. Чтобы сбросить лишние килограммы и быстро сжечь жир , можно использовать метод круговой тренировки , как во время занятий по технике табата.

Основные методы спортивной тренировки

Существует много методов физических тренировок , каждый из них разработан специально для достижения конкретной цели. Набор массы , сушка , избавление от лишних килограммов , повышение выносливости осуществляются при помощи разных видов физической нагрузки. В большинстве случаев важен не только комплекс спортивных упражнений , но и интенсивность , с которой они выполняются.

Регулировка сердечных сокращений , расстояние дистанции , если речь идёт о беге , скорость и другие критерии крайне важно подмечать и учитывать , чтобы организм как можно быстрее и легче адаптировался к повышению физических нагрузок. Рассмотрим наиболее распространённые методы тренировок.

Красавец сын Сенчуковой и Рыбина подорвал здоровье в погоне за идеальным телом

  • Круговой метод.
  • Интервальный метод.
  • Комбинированный метод.
  • Соревновательный метод.
  • Игровой метод.
  • Идеомоторный метод.
  • Силовой метод.
  • Аутогенный метод.

Метод круговой тренировки

Метод круговой тренировки — организационная форма физических упражнений. Благодаря методу круговой тренировки можно развить как общие физические качества , так и одно двигательное качество.

Суть тренировки по круговому методу состоит в следующем: 8−12 упражнений выполняются по кругу , чтобы оказать на мышцы длительное воздействие. В отдельных случаях это может быть повторение одного упражнения. Метод круговой тренировки повышает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и органы дыхательного аппарата.

Метод круговой тренировки включает в себя упражнения на гибкость , ловкость , расслабление. Программа тренировок должна быть комбинированной , то есть задействовать разные группы мышц. Круговой метод имеет три варианта выполнения: непрерывно-поточный , поточно-интервальный и интенсивно-интервальный.

  1. Непрерывно-поточная тренировка предусматривает выполнение упражнений безостановочно , одно за другим с маленьким интервалом для отдыха. Повышение индивидуальной нагрузки происходит за счёт увеличения мощности работы. Кроме того , увеличивается количество упражнений в одном или нескольких раундах ( кругах). Сокращается время выполнения упражнений ( 10−15 секунд), но возрастает время отдыха ( 30−40 секунд). Такой вариант эффективен для комплексного развития двигательных качеств.
  2. Поточно-интервальный тренинг состоит из 20−40-секундных упражнений по простой технике. Период отдыха во время такого вида тренинга минимален , ведь основная задача поточно-интервальной методики заключается в том , чтобы развить силовую выносливость , совершенствовать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
  3. Интенсивно-интервальная тренировка подходит для подготовленных спортсменов. Мощность упражнений достигает 70% от максимума возможностей и достигается путём увеличения интенсивности. Сокращение времени выполнения упражнений и увеличение времен отдыха ( 40 — 90 секунд).

Интервальный метод

Интервальный метод состоит из прерывистых нагрузок. Порции упражнений чередуются с паузами на отдых , которые могут разными по продолжительности. Интервальный метод имеет множество вариантов , которые отличаются длиной временных отрезков и интенсивностью тренировок.

Комбинированный метод

Комбинированный метод включает в себя элементы разминки , ходьбы , бега. Такой метод подходит новичкам , потому что позволяет варьировать нагрузки , исходя из индивидуальных потребностей.

Соревновательный метод

Такой метод готовит спортсменов или любителей к соревнованиям и марафонам. Упражнения соревновательного метода выполняются в условиях , близких к реальным состязаниям , чтобы обеспечить максимально качественную подготовку.

Игровой метод

Игровой метод — это творческий подход к решению спортивных задач и достижению намеченных целей. Физическая нагрузка в спортивной игре практически не поддаётся дозировке , но может регулироваться набором определённых действий , например спортивные игры: футбол , волейбол , хоккей и другие.

Идеомоторный метод и аутогенный метод

Идеомоторный и аутогенный методы основаны на принципах психической ( психологической) саморегуляции.

Идеомоторная тренировка состоит из конкретной двигательной задачи на определённую группу мышц. Аутогенный метод тренировки включает успокоительные техники: упражнения на дыхание , концентрацию внимания и расслабление мышц.

Силовой метод

Силовой метод тренировки преследует основную цель: наращивание мышечной массы. Методика основана на применении максимальных физических усилий , в некоторых случаях с использованием дополнительного отягощения. Отягощение может быть очень маленьким , маленьким , средним , умеренно большим , большим , околопредельным и предельным. Атлетическая гимнастика — яркий пример использования силового метода тренировки.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

Главная / ТЕОРИЯ / Основы методики / Физические упражнения

«Исцеляющий Импульс™» – это не просто комплекс физических упражнений, это целостная система особого мировоззрения, которая охватывает все аспекты жизни человека – от физического здоровья до духовного очищения и развития.

Комплекс физических упражнений методики «Исцеляющий Импульс™» коренным образом отличается от всех существующих практик мира. Прежде всего, своими 7 принципами выполнения упражнений, которые позволяют получить максимальный эффект от занятий.

Голтис

Из этой статьи вы узнаете:

  • Особенности «Физкультуры Импульса».
  • Семь принципов выполнения упражнений.
  • Почему «Импульс» — исцеляющий?
  • Построение тренировочного процесса.
  • С чего начать?
  • Полезно знать: виды тренировок.
  • Почему 15-40 мин тренировок по «Импульсу» дома эффективнее, чем 1,5-2 часа в тренажерном зале?

Комплекс физических упражнений – основа методики «Исцеляющий Импульс™». Благодаря специальным тренировочным режимам всего за 15-40 минут занятий 4 раза в неделю вы полностью удовлетворите потребности тела в движении. Более того, за считанные месяцы добьетесь яркого оздоровительного эффекта, увеличения силы и выносливости в 2-3 раза.

«Тело – Храм для души. Поэтому чем бы мы ни занимались, главное – не навредить душе».

Особенности «Физкультуры Импульса»

Все особенности методики «Исцеляющий Импульс™» определяются теми задачами, которые ставил перед собой ее автор. А для Голтиса, профессионального путешественника и эксперта по выживанию в экстремальных условиях, важна была система упражнений, которая:

  • позволяла бы проводить тренировку в любых условиях (в квартире, в горах, в лесу, в зале и т.д.);
  • не требовала бы для выполнения упражнений специальных тренажеров или специальной физической подготовки;
  • по эффективности значительно превосходила бы работу в тренажерных залах.

В комплекс физических упражнений методики «Исцеляющий Импульс™» входит около двадцати упражнений, среди которых — известные каждому приседания, подтягивания и отжимания. Неудивительно, что почти у всех, кто впервые знакомится с методикой и еще не успел попробовать выполнить упражнения, следуя всем рекомендациям «импульса», возникает вопрос: «Что особенного и ценного может быть в знакомых с детства подтягиваниях или, тем более, приседаниях?»

Ответ прост — внутреннее содержание. Благодаря семи принципам выполнения упражнений, в каждое мгновение мышцы работают в режиме 100%-ного использования своих возможностей и скрытых резервов. Кто занимался на тренажерах или фитнесом знает, что даже с идеально подобранным весом, первые повторения не требуют приложения всех сил. В методике «Исцеляющий Импульс» мышцы выдают максимальную мощность даже в первом повторении.

К примеру, типичное задание — отжимание в упоре лежа с полной концентрацией на больших грудных мышцах. Здесь требования к каждому отжиманию настолько высоки, что ТАКИМ образом отжаться 9 раз сложнее, чем, к примеру, 30-40 раз «как обычно». Выигрыш от применения семи принципов выполнения упражнений несомненен. Во-первых, заметно сокращается время, которое требуется на полноценную «загрузку» мышц. Во-вторых, максимально быстро растут сила и выносливость от тренировки к тренировке.

Комплекс упражнений «Исцеляющего Импульса™» представляет собой четкую систему упражнений, направленных на:

  • очищение межклеточного пространства от токсинов, тяжелых радикалов, продуктов распада обмена веществ и «тяжелой» воды;
  • повышение четкости координации в пространстве и мышечного тонуса всего тела;
  • нормализацию обменных процессов и гормонального баланса;
  • развитие и усиление сердечно-сосудистой и коронарной систем;
  • «оживление» и развитие иннервационной и капиллярной систем организма;
  • сжигание излишков жировой прослойки;
  • активизацию способности организма к быстрому восстановлению после физических и психических нагрузок;
  • повышение частотных характеристик клетки и включение ее в режим «самовосстановления»;
  • уменьшение количества времени на полноценный здоровый сон;
  • нормализацию работы внутренних органов и систем (желудочно-кишечного тракта и др.);
  • реабилитацию вплоть до полного восстановления «проблем» организма, его систем, двигательно-опорного аппарата после травм и болезней независимо от их природы, характера и истории.

Что такое ЛФК

Различные виды заболеваний могут быть вылечены при помощи лечебной физкультуры, сочетающейся с другими видами лечения. Но все же, чаще всего, применяют упражнения ЛФК для укрепления мышц спины во время проявления остеохондроза, спондилеза, артрита и других проблем с позвоночником и суставами.

ЛФК что это такое и преимущества

Любые заболевания позвоночника, связанные с дегенеративными изменениями, лечат комплексно, при помощи нескольких методов. Одним из таких, является лечебная физкультура или лечебная гимнастика.

ЛФК – это комплекс упражнений, направленный на восстановление утраченных функций организма, призванный справиться с определенными типами заболеваний.

К тому же она применяется с целью профилактики возникновения заболевания или в процессе реабилитации после перенесенных болезней или хирургических вмешательств.

При назначении лечебной физкультуры специалист реабилитолог подберет допустимый комплекс упражнений, который поможет предупредить появление или восстановить здоровье.

Специалист также учтет общее состояние здоровья организма пациента, возраст и физическую подготовленность.

Выполняя ЛФК упражнения следует помнить, что двигательная активность способна самым положительным образом влиять на функции внутренних органов и систем человека. К тому же она балансирует психоэмоциональное состояние, снимая стресс и улучшая сон. Но важно начинать выполнять упражнения под присмотром инструктора ЛФК – это даст гарантию, что все то, что выполняется пациентом, делается правильно. Ведь нежелательные позы и движения способны только ухудшить состояние больного.

К преимуществам ЛФК относятся:

  • улучшение качества питания всех органов и систем кислородом и питательными веществами;
  • нормализовать газообмен в организме, за счёт увеличения поступления кислорода во все органы и ткани человека;
  • уменьшить излишне напряженные мышцы;
  • нормализовать работу пищеварительного тракта;
  • снять спастику в области органов малого таза, что приводит к нормализации их работы и устранению ряда заболеваний, таких как недержание мочи, энурез и другие;
  • сбалансировать тонус всех сосудов, что в результате улучшает кровообращение не только сразу после выполнения упражнений, но и в дальнейшем;
  • восстановить нервную проводимость, за счет чего отрегулировать правильную функцию всего организма;
  • увеличить маневренность всех суставов, устранив контрактуры и восстановив подвижность;
  • наладить кислотно-щелочной баланс в организме и электролитическую характеристику крови;
  • сбалансировать выброс гормонов, улучшив тем самым психоэмоциональное состояние и нормализовав сон.

Где применяется лфк

Лечебная физкультура имеет самый широкий спектр применения:

  • Лечение опорно-двигательных заболеваний.
  • Лечение сердечно-сосудистых болезней.
  • Гинекология.
  • Неврология.
  • Болезни органов дыхания.
  • Отклонений в нормальном функционировании органов ЖКТ.

Но всё же, чаще всего лечебная физкультура применяется именно в ортопедии, травматологии и неврологии.

Для чего применяется лфк

ЛФК часто применяется при следующих отклонениях от нормального функционирования организма:

  • При различных повреждениях мягких тканей, суставов и костей.
  • При таких заболеваниях, как остеохондроз, кифоз, лордоз, позвоночные грыжи, различные психоэмоциональные нестабильные состояния.
  • Гипертония и изменения в работе сердца.
  • Воспалительные процессы в лёгких, туберкулез, астма.
  • В операционный и послеоперационный восстановительные периоды для того, чтобы предупредить осложнения во время хирургического вмешательства.
  • При лечении детских сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов пищеварения и дыхательной системы.
  • При самых разнообразных нарушениях в работе эндокринной системы и других гормональных заболеваний.
  • При разнообразных заболеваниях органов пищеварения — гастритах, колитах, язвах, нарушении акта дефекации, нарушениях работы желчевыводящих протоков и функционирования печени.
  • Во время наступления климактерического периода у женщин или у молодых, при нарушениях менструального цикла.

Также еще стоит отметить, что выполнение специальной гимнастики самым благотворным образом влияет на всю центральную нервную систему. Такая активность позволяет скорректировать функционирование всех внутренних систем тела, влияет также на нервные процессы, происходящие в коре головного мозга. Все это влияет на эмоции и психоэмоциональное состояние. Поэтому улучшение со стороны сна, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности гарантированы при таких физических нагрузках.

Таким образом, польза ЛФК очевидна для всего организма. Выполняя специальные полные комплексы упражнений, при определенных типах заболеваний, можно добиться значительного улучшения состояния людей, страдающих разнообразными заболеваниями. Но важно помнить, что период лечения в этом случае будет непросто длинным, он должен стать образом жизни. Тренировки должны быть регулярными, только в этом случае будет результат.

Важно – только назначение врача может служить основанием для проведения определенного комплекса упражнений.

Это обусловлено тем, что при различных проблемах нужен свой, особо подобранный комплекс. К тому же, даже опытный врач, сможет назначить его только после проведения тщательного сбора анамнеза и расшифровки всех проведенных обследований.

Польза лфк

Основная польза лечебной физкультуры заключается в том, что специальными упражнениями человеку удается быстрее восстановить утраченное здоровье и силу. Естественно, что то, насколько гимнастика поможет в каждом определенном случае, зависит в первую очередь от тяжести заболевания и от индивидуальных особенностей организма.

Также степень тяжести и вид болезни будет влиять на то, что будет включено в лечебную гимнастику. Это могут быть упражнения, легкий бег трусцой, плавание, зарядка ЛФК с помощью тренажеров.

Выполнение полного спектра упражнений или только определенных видов, помогут укреплению мышц спины и всего остального костно-мышечного каркаса и приведению в тонус сосудов.

Формы и виды лфк

Говоря о лечебной физкультуре, необходимо отметить, что существует несколько видов:

  1. Тренировка, которая направлена на предотвращение заболевания или на общее оздоровление организма.
  2. Упражнения ЛФК, которые специально подбираются под определённое заболевание. Основная цель такой тренировки – это устранить нарушения, возникшие в организме.

Выполнение физкультуры может происходить как под присмотром тренера, так и самостоятельно в домашних условиях. Ее можно проводить как в виде утренней зарядки, так и произвольно, в течение всего дня совершая пешие прогулки, пробежки или посещая бассейн для выполнения лечебного плавания.

Также применяется трудотерапия и упражнения, с помощью специальных аппаратов – механотерапия.

Средства и методы лфк

Стоит помнить, что лечебная физкультура, как правило, применяется в сочетании с другими видами лечения, такими как массаж, система сбалансированного питания, употребление медикаментов и физиотерапевтические воздействия.

Но саму физкультуру можно разделить на:

  • ту, которая оказывает анатомическое воздействие;
  • активности: активные и пассивные.

При выполнении активных упражнений, пациент выполняет различные физические нагрузки, совершаемые им свободно или с приложением определённых усилий.

При пассивных упражнениях движения выполняются не самим человеком, а при помощи внешнего воздействия или сторонней помощи.

Кому показана и противопоказана ЛФК

Чаще всего врачи назначают ЛФК при остеохондрозе, грыжах позвоночника, радикулитах и других дегенеративных изменениях позвоночного столба. Важно помнить, что если проводить этот комплекс ежедневно или несколько раз в неделю, то можно вообще избежать появления такого рода заболеваний.

Если все же болезнь успела появиться, то ее следует захватить на как можно более ранней стадии. Поэтому врач-невропатолог или вертеброневролог старается прописать как можно раньше комплекс ЛФК. И этих рекомендаций нужно прислушиваться и тщательно выполнять. Это станет гарантией быстрого избавления от мучащих симптомов и дальнейшего ухудшения состояния.

ЛФК при остеопорозе не только можно проводить, но и врачи ее настоятельно рекомендуют выполнять. Просто, следует четко разграничивать, что такое спорт, которым нельзя заниматься в этот период из-за хрупкости костей. И что такое лечебная физкультура. Так, выполняя ЛФК в бассейне, можно специальным комплексом упражнений достичь неплохого результата, не нагружая излишне костяк организма при остеопорозе.

Тоже касается ЛФК при спондилолистезе. На 1 и 2 стадии этой болезни можно эффективно повлиять на состояние пациента.

ЛФК при межреберной невралгии показана практически всем лицам, за исключением острого периода течения болезни, когда присутствует острый болевой синдром.

Анкилозирующий спондилит также поддается коррекции методом физических упражнений. Выполняя ЛФК Болезнь Бехтерева способна ослабить интенсивность проявления симптоматики.

В отдельную категорию стоит выделить ЛФК при переломах позвоночника.

Так, ЛФК по Древинг, Гориневской можно выполнять при переломах позвоночника только в том случае, если нет воздействия на спинной мозг, и он не был поврежден в результате перелома.

При остеохондрозе шейного, грудного, поясничного и крестцового отделов позвоночника можно выполнять разнообразные виды ЛФК. Например, ЛФК с палкой при остеохондрозе способно осуществить массаж всех позвонков и прилежащих тканей.

ЛФК при сакроилите и при стенозе позвоночного канала можно также выполнять только после того, как утихнет острый болевой синдром. И важно, чтобы упражнения были подобраны исключительно специалистом по ЛФК.

При синдроме позвоночной артерии гимнастика просто обязательна, так как именно она способна восстановить нарушенное мозговое кровообращение. Это поможет избежать таких неприятных сопутствующих симптомов, как головокружение, тошнота, звон в ушах, изменение остроты зрения, забывчивость, когнитивные нарушения. Гимнастику следует проводить аккуратно, чтобы избежать ухудшения состояния и не допустить зажатия артерии еще больше. Поэтому, приступая к выполнению такого комплекса, следует начинать с самых легких видов гимнастических движений, постепенно увеличивая амплитуду и интенсивность. К тому же постепенно увеличивая время выполнения упражнений.

Еще одна проблема, которая требует особо тщательного подхода к ее решению – это больная спина у беременных женщин. Эта деликатный случай, так как методы консервативного лечения здесь невозможны. К тому же увеличивающийся вес женщины еще больше способствует проблемам со спиной. Поэтому в этих случаях подойдет метод избавления проблем со спиной по Кегелю. Упражнения Кегеля призваны укрепить мышцы спины и не допустить «проседания» позвоночника. Именно такие упражнения способствуют недопущению сдавливанию позвонками межпозвоночных дисков.

Также при самых разнообразных патологиях спины могут быть использованы упражнения Попова. Их выбор зачастую обусловлен тем фактом, что именно здесь могут быть подобраны как самые легкие, так и более тяжелые, которые под силу окажутся только тем, у кого уже есть определенная физическая подготовка.

Описание упражнений

ЛФК в медицине считается весьма действенным методом борьбы с различными недугами. Если говорить в общем, о полном комплексе всех упражнений, которые применяются для лечения, то стоит разделить их на:

  • ЛФК для детей.
  • ЛФК для взрослых.
  • ЛФК в воде.
  • Определённые виды упражнений, которые можно выполнять дома.

Но какая бы лечебная зарядка ни была выбрана, необходимо придерживаться определенной методике. Именно это гарантирует результат.

Упражнения Евдокименко

Доктором Евдокименко были разработаны специальные комплексы ЛФК при поясничном остеохондрозе, ЛФК при шейно-грудном остеохондрозе, а также различные упражнения для спины и суставов.

Этот метод лечения эффективен при боли в спине и увеличить амплитуду движений без скованности.

Методика Бубновского

Несмотря на то, что технологии сейчас достигли высокого уровня развития, всё же вернуть здоровье можно самыми простыми методами, а именно, физическими нагрузками, выполняемыми правильно и с акцентом на нужные зоны.

ЛФК по Бубновскому позволяет самыми действенными способами правильно нагрузить мышцы позвоночника для того, чтобы обеспечить бодрость и хорошее настроение.

К тому же выполнять такую ЛФК гимнастику достаточно просто, так как она не требует определенной физической подготовки.

Но важно знать нужную последовательность для выполнения упражнений и строго ее блюсти. Выполнять гимнастику по Бубновскому можно как при шейном, так и при грудном остеохондрозе, при протрузиях. Комплекс рассчитан не только для взрослых, но и для детей дошкольного возраста.

Доктор Бубновский разработал комплексы ЛФК при нарушении осанки детей, для шейного остеохондроза и других отделов спины.

Правила выполнения упражнений

Правильность выполнения любой зарядки и гимнастики лечебной физкультуры гарантирует отсутствие побочных эффектов и высокую эффективность в борьбе с недугами. Основные правила:

  • Регулярность выполнение.
  • Длительность курса лечения.
  • Если не выполняет зарядку всё время, в течение жизни, то тогда обосновать ее продолжительность.
  • Наличие необходимых промежутков между нагрузкой, которые должны сопровождаться отдыхом.
  • При грыже межпозвоночной следует с особой осторожностью подходить к таким упражнениям.
  • Упражнения при сколиозе 1 и 2 степени достаточно быстро помогают снять симптоматику при сочетании с другими видами физиотерапии.
  • Оптимально, если ЛФК проведет специалист хотя бы на первоначальных этапах для того, чтобы ознакомить больного с комплексом упражнений и правильность их выполнения.
  • ЛФК для детей должны быть подобраны исключительно специалистом по детским заболеваниям с учётом особенностей роста организма.
  • ЛФК в бассейне можно проводить только с соблюдением правил личной гигиены.
  • Перед проведением зарядки в домашних условиях необходимо тщательно проветривать помещение. Если погода позволяет, то выполнять их следует при открытом окне.

Нужна ли ЛФК здоровым людям

Самое оптимальное, что может сделать каждый человек для себя — это выполнять упражнения ЛФК при здоровом состоянии, а не тогда, когда возник уже остеохондроз или любое другое дегенеративное заболевание позвоночного столба. Так можно не допустить появления заболевания даже при генетической предрасположенности к нему или при неправильном ритме жизни и условия работы.

Для предупреждения появления заболевания можно использовать мини-комплекс ЛФК при шейном остеохондрозе или ЛФК при пояснично-крестцовом остеохондрозе.

Можно выполнять упражнения с мячом, перекатываясь по нему для достижения растяжения определенной группы мышц. Также подойдет зарядка с гимнастической палкой. На ней можно перекатываться разными отделами спины для того, чтобы улучшить кровообращение в костно-мышечной ткани.

Особо следует обратить внимание родителей на то, что приучать к зарядке стоит детей с самого раннего возраста. Для дошкольников и детей школьного возраста можно подобрать специальные упражнения, которые позволят сохранить здоровье.

Зарядка в период умеренных болей

Любой вид ЛФК при остеохондрозе грудного отдела позвоночника, шейного, поясничного и крестцового можно проводить, когда есть умеренные боли. Только при этом нужно прислушиваться к своему состоянию и при малейшем ухудшении прекратить выполнение гимнастики и обратиться к врачу.

Гимнастика после сна

Гимнастика, проводимая в утренние часы, обладает особой эффективностью. Это вызвано тем, что происходит усиление кровотока, что в свою очередь, способствует устранению отечности и уменьшению болевых синдромов. Самый оптимальным вариантом является тот, когда сочетается ЛФК и физиотерапия.

При этом комплекс упражнений можно выполнять дома, а затем, в любое удобное время, в течение рабочего дня, выполнить процедуры физиотерапии.

В утренние часы можно проводить любые виды ЛФК. Например, по методу Бубновского, можно выполнять гимнастические упражнения в любое время суток. Но именно утренние часы помогают улучшить кровообращение в голове придав ясности мысли.

Противопоказания для лфк у взрослых

ЛФК для взрослых имеет следующие противопоказания:

  • Различные кровотечения внешние и внутренние.
  • Послеоперационные осложнения.
  • Нарушения в работе и ритме сердца.
  • Гипертонические состояния.
  • Онкологические болезни.
  • Интенсивный болевой синдром.
  • Любое заболевание в стадии обострения, даже то, при котором ЛФК назначается.
  • Заболевания, которые сопровождаются повышением температуры тела.
  • Отклонения в психическом состоянии.

Важно помнить, что ЛФК при остеохондрозе выполняется исключительно в стадии ремиссии. Иначе физическая активность может только усугубить течение болезни.

При каких заболеваниях применяется ЛФК у детей

Чаще всего у детей проявляются следующие деформации позвоночника:

Поэтому именно при этих заболеваниях у детей и применяют такие упражнения. Например, комплекс ЛФК при сколиозах способен эффективно исправить деформации спины на ранних стадиях развития.

Противопоказания к лфк у детей

Не стоит проводить лечебную физкультуру при искривлении позвоночника у детей в следующих случаях:

  • Наличие психических нарушений.
  • Острый болевой синдром, при котором выполнение любых движений затруднительно.
  • Наличие повышенной температуры тела.
  • Любые респираторные заболевания.
  • Заболевание кожи, наличие гнойных ран, порезов и ожогов.

Для того чтобы точно установить, показано ребенку проведение ЛФК или нет, стоит обратиться к детскому врачу ортопеду или невропатологу.

Методы физического воспитания

Классификация методов физического воспитания

Методы физического воспитания — это способы применения физических упражнений. Иногда понятие «метод» могут заменять понятием «тренировка». Например, повторный метод воспитания физических качеств можно называть повторной тренировкой или методом повторной тренировки. Это относится и к круговому методу, который часто называют круговой тренировкой.

В физическом воспитании выделяют две большие группы методов — специфические и общепедагогические, которые, в свою очередь, также делятся на различные методы. Таким образом, более узкие, частные методы физического воспитания имеют иерархическую подчиненность по отношению к «главному» методу. Это связано с тем, что для решения задач физического воспитания должно быть использовано большое количество различных методов, имеющих узкую направленность, но в то же время общие признаки. Иногда для обозначения подчиненности по отношению к «главному» методу применяют понятие «подметод». Методика — это совокупность методических принципов и методов. Методика специфична и направлена на определенную деятельность, например методика физического воспитания детей дошкольного возраста или методика воспитания общей выносливости. Необходимо также не путать методы физического воспитания со способами выполнения физических упражнений или способами организации занимающихся на уроках физической культуры (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Основные методы физического воспитания

Специфические методы физического воспитания отражают непосредственно специфику выполнения физических упражнений, и их применение осуществляется по двум направлениям:

  • • обучение двигательным умениям и навыкам (технике упражнений);
  • • воспитание физических качеств и способностей.

К специфическим методам физического воспитания относятся метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Метод строго регламентированного упражнения характеризуется выполнением упражнений по строго предписанной программе, регламенту. То есть при применении этого метода необходимо предварительно зарегламентировать основные требования к выполнению физических упражнений: длину дистанции, количество повторений, интервалы отдыха, скорость и т.п.

Метод строго регламентированного упражнения является основным, поскольку имеет ряд преимуществ: позволяет эффективно обучать технике упражнений, направленно воспитывать различные физические качества и способности, дозировать нагрузку и отдых, осуществлять занятия с любыми возрастными и квалификационными группами занимающихся, проводить массовые занятия и др. Отрицательной стороной метода строго регламентированного упражнения можно считать невысокий эмоциональный фон занятий и излишнюю монотонность.

При обучении двигательным умениям и навыкам (технике упражнений) выделяют три различных метода: целостно-конструктивный (целостный), расчлененно-конструктивный (расчлененный) и сопряженный.

Целостный метод представляет собой освоение техники упражнения в целом, в его целостной структуре. Целостный метод применяется при освоении относительно доступных упражнений, техника которых не может быть выполнена по частям: кувырок вперед, прыжок в длину с места, попеременный двушажный ход и т.п. Этот метод является приоритетным в работе с детьми младшего школьного возраста, поскольку, в силу особенностей развития центральной нервной системы, они более эффективно осваивают целостные двигательные действия.

Расчлененный метод представляет собой освоение техники упражнения по частям и применяется для упражнений, которые в принципе можно расчленить на части. Расчленение упражнения осуществляется по фазам, каждая из которых должна иметь логическое завершение. Например, прыжки в длину с разбега расчленяют на фазу разбега и подготовки к отталкиванию и фазу полета и приземления. В этом случае занимающиеся отдельно осваивают разбег и постановку ноги на брусок для отталкивания и с места (или одного-двух шагов разбега), выполняют отталкивание с фазой полета и последующим приземлением. Данный метод применяется для освоения сложных упражнений и наиболее эффективен в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста. При обучении технике упражнений этим методом необходимо помнить, что освоение расчлененных частей происходит в сжатые сроки. Как только отдельные части упражнения будут освоены в общих чертах, необходимо их соединить и дальнейшее изучение техники упражнения осуществлять в целом.

Сопряженный метод характеризуется таким выполнением упражнения, при котором происходит совершенствование его техники и направленное воспитание физических качеств, способностей или функциональная подготовка, обеспечивающая выполнение именно этого упражнения. Как правило, с этой целью используют утяжеленные снаряды (копье), внешние отягощения (набивные мячи, утяжелители), природно-климатические условия и естественный рельеф местности (бег в гору, по пересеченной местности, по снегу, выполнение упражнений в воде) и др.

В этом случае будет происходить совершенствование техники упражнения и повышение физических и функциональных возможностей, обеспечивающих выполнение упражнения. Очевидно, что применение такого метода возможно лишь в том случае, если техника упражнения освоена и возникает необходимость улучшения ее параметров. В условиях школьной физической культуры выполнение упражнений сопряженным методом затруднено, но при соблюдении организационно-методических условий он может применяться в работе со старшеклассниками: например, использование набивных мячей при совершенствовании техники волейбола. В тренировке спортсменов сопряженный метод является необходимым условием повышения технических возможностей.

При воспитании физических качеств выделяют две группы методов: стандартные и переменные. Название методов указывает на характер нагрузки.

Стандартные методы характеризуются относительно длительным выполнением упражнения, при котором нагрузка остается неизменной. При этом выделяют следующие методы выполнения упражнений.

Методы стандартно-непрерывного упражнения: упражнение выполняется одномоментно, относительно длительно, без изменения интенсивности и без перерывов на отдых. Например, длительные циклические передвижения (бег, плавание, передвижения на лыжах); поточное выполнение комплекса ОРУ.

Методы стандартно-интервального упражнения: упражнение выполняется относительно длительно, без изменения нагрузки, но с небольшими интервалами отдыха. Например, циклические передвижения с небольшими перерывами на отдых. Стандартно-интервальные упражнения также называют повторными, или повторным методом.

Переменные методы характеризуются относительно длительным выполнением упражнения с изменением интенсивности нагрузки. При этом выделяют следующие методы выполнения упражнений.

Методы переменно-непрерывного упражнения: упражнение выполняется одномоментно, относительно длительно, но с изменение скорости его выполнения и без перерывов на отдых. Например, длительные циклические передвижения (бег, плавание, передвижения на лыжах) с повышением скорости на некоторых участках дистанции; поточное выполнение комплекса ОРУ с повышением интенсивности упражнений.

Методы переменно-интервалъногоые упражнения: упражнение выполняется относительно длительно, с изменением интенсивности его выполнения и с небольшими интервалами отдыха. Например, циклические передвижения с изменением скорости передвижения на некоторых участках дистанции и небольшими перерывами на отдых.

Очевидно, что переменные методы предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям занимающихся. Как правило, стандартные методы позволяют удерживать достигнутый уровень функциональных возможностей организма, а переменные — стимулируют их дальнейшее повышение. В связи с этим стандартные методы преимущественно применяются в школьной физической культуре в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста и в тренировке начинающих спортсменов. Переменные методы в некоторых случаях могут применяться в школьной физической культуре, например в работе со старшеклассниками. В тренировке спортсменов применение переменных методов является обязательным условием повышения их тренированности.

Выбор методов и режимов выполнения упражнений осуществляется учителем (тренером) самостоятельно, исходя из решаемых задач, подготовленности и возраста занимающихся, условий и др.

Круговой метод (метод круговой тренировки, круговая тренировка) представляет собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений в режиме как непрерывной, так и интервальной нагрузки по принципу кругового прохождения станций (мест занятий), на каждой из которых выполняется определенное упражнение. Метод обладает широкими возможностями для выполнения упражнений в различных режимах, что позволяет выделять его как относительно самостоятельный, имеющий признаки различных методов строго регламентированного упражнения. Круговой метод применяется как в школьной физической культуре, так и в тренировке спортсменов различных возрастных групп и квалификации.

Игровой метод физического воспитания характеризуется выполнением упражнений по условиям и правилам игры. При обучении двигательным умениям и навыкам игровой метод применяется только для совершенствования техники упражнения, поскольку условия игровой деятельности не позволяют осуществить его строгое регламентирование. Поскольку игра носит ситуационный характер, игровой метод становится одним из наиболее эффективных для совершенствования техники упражнений. При воспитании физических качеств в процессе игры также невозможно осуществить строгое дозирование нагрузки и отдыха и избирательное воздействие на воспитание отдельных физических качеств и способностей. Как правило, в игровой деятельности проявляются несколько различных физических способностей (в комплексе): быстрота реакции, скорость выполнения движений, координация и др. В связи с этим игровой метод является незаменимым при комплексном воспитании физических качеств и приоритетным в физическом воспитании учащихся младшего и среднего школьного возраста и тренировке начинающих спортсменов. Кроме того, игровой метод позволяет поддерживать высокий эмоциональный фон и разнообразие занятий, повышать мотивацию к выполнению физических упражнений.

Таким образом, игровой метод физического воспитания позволяет совершенствовать технику физических упражнений и осуществлять комплексное воспитание физических качеств.

Соревновательный метод физического воспитания характеризуется выполнением упражнений в форме соревнований. При этом используются собственно соревнования и соревновательные задания в условиях урока физической культуры или тренировки.

При обучении двигательным умениям и навыкам соревновательный метод, так же как игровой, применяется только для совершенствования техники упражнения, а при воспитании физических качеств может быть использован только с подготовленными спортсменами. Это обусловлено тем, что условия соревновательной деятельности позволяют стимулировать проявление параметров техники упражнений и физических и функциональных возможностей. Следовательно, соревновательный метод позволяет стимулировать техническую и физическую подготовку при имеющемся у занимающихся достаточном исходном уровне.

В практике физического воспитания должны применяться все доступные методы, только в этом случае педагогический процесс будет эффективным. При этом учитель (тренер) должен строго придерживаться дидактических подходов к организации процесса физического воспитания, учитывать возрастно-половые особенности занимающихся, уровень их подготовленности, сложность выполнения упражнений, имеющиеся условия, особенности процесса адаптации организма к нагрузкам и др.

Читайте также:  Вокалотерапия: описание
Ссылка на основную публикацию