Вокалотерапия: описание

«Вокалотерапия — лечение пением». Информационно-тематическое сообщение для воспитателей

Инна Кирьякова
«Вокалотерапия — лечение пением». Информационно-тематическое сообщение для воспитателей

«Вокалотерапия – лечение пением»

Информационно-тематическое сообщение для воспитателей.

Подготовила музыкальный руководитель

МБДОЛУ № 10 «Улыбка»

Уважаемые педагоги, я хочу сегодня рассказать вам немного о музыкотерапии и применении её в детском саду.

Что же такое музыкотерапия? Что входит в это понятие?

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно – “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – самое эффективное, доступное и простое средство. Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста и музыкальных способностей. В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми, осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.Она позволяет решить ряд проблем:

• преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

• установить контакт между взрослым и ребенком;

• развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

• занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

При активной музыкотерапии ребенок вовлеченв работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Сегодня я хочу, уважаемые педагоги, более подробно остановиться на вокалотерапии.

Вокалотерапия – это лечение голосом. Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических,так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо, депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей, бронхиальной астмы, головных болей и др.

Быстрая утомляемость голоса свидетельствует о подавлении вокальной функции голосового аппарата, который в силу ряда причин не развивается должным образом. Особое внимание уделяется развитию дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль, так как звук возникает в результате целенаправленного давления воздуха на голосовые связки. В работе используются дыхательные упражнения вне пения.

Рассмотрим некоторые упражнения дыхательной гимнастики.

Методика Константина Павловича Бутейко.

1.”Воздушный шар” (дышим животом, нижнее дыхании)

– Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, – живот медленно наполняется воздухом, как круглый шар.

– Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторять 4-10 раз.

2. “Воздушный шар” в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Исходное положение – сидя или стоя.

– Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки;

– медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим;

– на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Методика Виктора Вадимовича Емельянова.

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы,выдохнуть:

— медленно — «большой насос»;

— резко коротко — «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза).

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Методика А. Н. Стрельниковой.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичны вдохи носом и одновременно делать хватательные движениями кистями рук. Так 4 раза подряд, затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вздоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.

«Кошка» (приседание с поворотом).

Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо, правое ухо тянется к плечу – вдох. Затем наклон головы влево, левое ухо тянется к плечу – тоже вдох. Смотреть прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

На практике разучиваемая песня делится на вокальные фразы, дети сразу же определяют на сколько им расходовать дыхание. Для развития и улучшения работы артикуляционного аппарата так же используются различные артикуляционные упражнения (методика В. Емельянова).

Каждое упражнение повторяется 4 раза

1. Слегка покусать кончик языка

2. Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.

4. Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).

7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.

11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.

13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)

14. Сильно наморщить переносицу и расслабить её.

15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин, матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

М – лечит сердечные заболевания.

Вокалотерапия прекрасный метод для развития основных музыкальных способностей, музыкально-слуховых представлений, развития чувства ритма, дикции, музыкального слуха, памяти, дыхания, развития самооценки и уверенности в себе.

Сказкотерапия-лечение детской души «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация для родителей «Энтеровирусная инфекция у детей: симптомы, профилактика и лечение» Энтеровирусная инфекция у детей: симптомы, профилактика и лечение. Энтеровирусная инфекция – это острое инфекционное заболевание, вызываемое.

Консультация для воспитателей «Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом» Консультация для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» ЕРШОВА НАТАЛЬЯ Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры и хороводы с пением на свежем воздухе Подвижные игры и хороводы с пением на свежем воздухе. 1. «Найди себе пару»Участвуют нечетное количество детей. Звучит веселая музыка, дети.

Проект «Сказкотерапия-лечение детской души» 1слайд. Проект на тему: «Сказкотерапия лечение детской души». Подготовила: воспитатель – Волкова Светлана Александровна, г. Гулькевичи,.

Семинар для воспитателей «Техника «Я-сообщение» Занятие «Выражение чувств». Цель: создание условий для освоения приемов эффективного общения с ребенком. Задачи: 1. Способствовать осознанию.

Консультация «Сказкотерапия, или «лечение» сказкой» Как известно, сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, вряд ли есть малыш,.

Сообщение для воспитателей «Формирование грамматического строя речи в сюжетно-ролевой игре» Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование грамматического строя речи в сюжетно – ролевой игре» подготовила воспитатель.

Экологический проект «Дикие птицы дома. Лечение и уход за совой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 71 «Огонёк» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Дикие птицы дома. Лечение.

Вокалотерапия
материал на тему

Упражнения на развитие голосового аппарата (дыхание, дикция, голоса)

Скачать:

ВложениеРазмер
vokaloterapiya.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для тренировки дикции, дыхания и голоса

Цель : Подготовить артикуляционно-речевой аппарат к действию,

снять внутреннее напряжение, победить неуверенность.

Схема индивидуального занятия (По методике Т.В. Антонова).

Цель занятия : коррекция психоэмоционального состояния средствами пения, создание положительного эмоционального фона, активизация работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы, дыхания.

1. Пропедевтический этап.

Организация, установление эмоционального контакта с ребенком.

Релаксационная часть. Ребенку предлагается принять удобное положение, сидя в удобном кресле, расслабиться и послушать в музыкальной записи композицию современных спокойных мелодий в исполнении на духовых инструментах (саксофоне, флейте и др.). Обращается внимание ребенка на то, что звучание этих инструментов достигается за счет хорошего дыхания.

2. Основной этап.

Разогрев вокального аппарата.

Дыхательные упражнения. Упражнения с закрытым ртом на ом-м-м-м-м, затем на ми-а-а, по полутонам в восходящем и нисходящем движении в пределах квинты. Создание вибрационного эффекта. Чтобы ее ощущать ребенок кладет руку на часть грудной клетки. Дыхание берется после каждого такта.

Небольшие попевки в пределах квинты на гласный «О», «А».

Работа над вокальным формированием звука.

Пение на одной ноте различных слогов «ми», «ма», «мо», «му» для сглаживания разницы в произношении гласных.

Упражнение на активизацию диафрагмы. Пение стаккато.

исполнение вокального произведения, знакомой песни, создающей положительный эмоциональный настрой.

3. Заключительный этап: релаксация, слушание радостной, ритмичной мелодии, усиливающей приподнятое настроение.

«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз»

Ребёнка просят пропеть своё имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает. «Меня зовут Маша или «Я сейчас играю…….»

Усложнение. Просят спеть своё имя или фразу с определенной интонацией – гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия ит.д.

Дети поют на любой ноте и высоте

Ребёнка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например: «Вперёд друзья!», «Ах как мне грустно..», «Какая удача, какая радость..» ит.д.

Дети поют на удобной для них ноте.

Используется для уравновешивания волн мозга, улучшение ритма дыхания. Снижения ЧСС и повышения чувства благополучия. Тонируют на удобной для них ноте.

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

Звук «и-и-и» – самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

Звук «о-о-о» – средство мгновенной настройки организма.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме “звуков” и ):
А > – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И > – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
О > – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
У > – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы > – лечит уши, улучшает дыхание;
Э > – улучшает работу головного мозга.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:
ОМ > – снижает кровяное давление;
АЙ >, ПА > – снижают боли в сердце;
АП >, АМ >, АТ >, ИТ >, УТ > – исправляют дефекты речи;
УХ >, ОХ >, АХ > – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):
В >, Н >, М > – улучшают работу головного мозга;
К >, Щ > – лечат уши;
Х > – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
Ч > – улучшает дыхание;
С > – лечит кишечник, сердце, легкие;
М > – лечит сердечные заболевания;
Ш > – лечит печень.

Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или “пропеваемых” звуков (звукосочетаний) специалисты рекомендуют положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган (или система), и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

ЧУДО-ЛЕСЕНКА
Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи. А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че. Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
САМОЛЕТ
Ход игры. В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА. или 3333. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 809 раз

Библиографическое описание:

Тумагаян А. Т. Вокалотерапия и ее применение в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 153-155. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2287/ (дата обращения: 07.03.2020).

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: дошкольный возраст, музыкальная педагогика, психологическое здоровье, вокалотерапия

Ритмы современной жизни, ее технологизация и компьютеризация, наряду с oгромным количеством положительных воздействий, весьма негативно сказываются на развитие психики детей, зачастую способствуя их «роботизации и обесчувствованию». Замыкаясь на компьютерах и интернет-технологиях, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Использование всевозможных гаджетов: смартфонов, ноутбуков, планшетов, влечет недостаток движения, что приводит к повышенной импульсивности и понижению саморегуляции, задержке психофизического развития ребенка. В дошкольные учреждения с каждым годом приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями; резко увеличилось число замкнутых, тревожных, застенчивых детей. Проблема восстановления психологического здоровья и развития психоэмоциональной сферы детей является одной из приоритетных среди психолого-педагогических проблем 21 века.

У нас, в Армении, большинство молодых семей отдают своих детей в ДОУ. Поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный психологический экзамен для здоровья ребенка. Придя в детский сад, отчасти лишаясь материнского тепла и ласки, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Необходимо всеми доступными средствами решать эти проблемы.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существуют множество нетрадиционных методик, которые могут решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. В дошкольном возрасте одним из эффективных методов здоровьесберегающей и психо-коррекционной работы с детьми является вокалотерапия.

Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение голосом.

Каждый человек одарен голосом. В Древней Индии полагали, что человеческая душа выражает себя через вибрацию голоса. Голос выражает позицию ума. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в виде дыхания. Вибрации дыхания, проходя через носоглотку, бронхи и легкие образуют голос. Голос — это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку природой с самого рождения. Благодаря голосу мы можем петь, а значит выражать свое эмоциональное состояние.

Художественное пение существовало с незапамятных времен в Египте Китае, Индии. В Древнем Египте бессонницу лечили хоровым пением. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные сочетания звуков или слов — мантры, которые до сих пор практикуются в йоге. В тысячелетней китайской системе Ци-гун практикуется звуковая терапия. Прикладывая руку к требующему регуляции органу, на разных тонах нараспев произносятся слоги и звуки. Причем количество пропевания звуков строго определенно. В Древней Греции поэты нараспев исполняли свои стихи под аккомпанемент лир и кифар. Демокрит хоровым пением лечил нервные и душевные расстройства.

Первые научные исследования воздействия музыки на организм человека в разных странах начались в 19–20 веках.

В России, для изучения музыкально-терапевтических эффектов, в 1913году под руководством знаменитого врача-рефлексолога В. М. Бехтерева была создана исследовательская группа, в которую входили компетентные врачи-нейрофизиологи и музыканты. Исследования доказали, что музыка активно влияет на дыхательную, сердечно-сосудистую, двигательную и нервную системы человеческого организма, что приводит к определенным биохимическим и гормональным изменениям.

В наше время вокалотерапия во всем мире практикуется для лечения и профилактики психических и физических расстройств.

Особые методики исцеления вокалом положены в основе лечебной системы С. В. Шушарджана. (Москва). Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. В. Шушарджан, имея музыкальное и медицинское образования, в прошлом оперный певец, выделяет вокалотерапию как метод коррекции нарушенных функций и повышения резервных возможностей организма человека. Лабораторными исследованиями было доказано, что ежедневное получасовое пение исключительно благотворно действует на весь организм человека.

В нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свое звучание, причем вибрации здоровых органов отличаются от вибрации нездоровых органов. Когда нам бывает больно или чем-то недовольны мы интуитивно охаем, ахаем, стонем. Таким образом, мы освобождаемся от негативных эмоций и боли.

Вибрационный фактор звука стимулирует обменные процессы разных органов на уровне клетки, то есть с помощью подбора точной вибрации можно стимулировать деятельность отдельных органов нашего тела. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация, которая массирует этот орган тела, то есть благодаря пению можно восстановить кровообращение и устранить застой в данном органе. Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека.

Приобщение малышей с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей. Реагируя на первые музыкальные звуки, ребёнок приобретает начальный опыт эмоциональных переживаний, которые развивают сферу чувств и формируют мышление. Детей необходимо знакомить с наилучшими образцами народной, классической и современной музыки. Обучая наших малышей народным песням, мы приобщаем детей к народному фольклору, национальным традициям и обычаям, то есть к духовной культуре своего народа.

В хоре прекрасно себя чувствуют стеснительные и не уверенные в себе малыши, потому что в группе поющих детей они себя чувствуют уверенней и спокойней. Пение оказывает на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и устраняет различные недомогания. Вокалотерапия очень эффективна при хронических заболеваниях лёгких и при бронхиальной астме, так как работа над протяжной песней, над удлинением выдоха способствует качественной вентиляции этих органов. Хоровое пение отлично лечит детей от заикания. Индивидуальная и групповая вокалотерапия укрепляет певческий аппарат детей, развивает воображение и творческие способности детей.

Представляем несколько вокальных заданий, которые способствуют творческому самовыражению детей:

  1. «Пропой свое имя».
  2. «Кого ты любишь?»
  3. «Спой, кто твой друг».
  4. «Твое настроение».

Дети должны пропеть свое настроение:

Все занятия должны проводиться в игровой форме, то есть легко, интересно и непринужденно.

Очень полезны вокальные игры-импровизации, так как они дают возможность интуитивно находить нужные для организма звуковые вибрации.

Воспитатель «Где твой носик?»

Ребенок, показывая, поет «Вот мой носик»

Воспитатель «Где твой ротик, ну-ка спой»

Ребенок «Вот мой ротик, я пою»

Воспитатель «Язычок где? — Щелк-щелк-щелк, цок-цок-цок»

Ребенок «Цок-цок-цок, щелк-щелк-щелк»

Воспитатель «Ручками похлопаем, хлоп-, хлоп-хлоп»

Дети хлопая, поют «Хлоп-, хлоп-хлоп»

Воспитатель «Ножками потопаем, топ-, топ-топ»

Дети, топая, поют «Топ-, топ-топ».

Вокально-речевые игры развивают память, слух, творческие способности, певческое дыхание и артикуляционный аппарат ребенка.

Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы языка, губ, щек, то есть способствует развитию речевого аппарата. Предлагаем несколько примеров артикуляционной гимнастики:

  1. Вокальная игра «А-У» Дети должны представить, что находятся в лесу и ищут друг друга. Каждый ребенок троекратно повторяет «А-У». Это вокальное упражнение развивает артикуляцию и мышцы губ.
  2. «Надуваем шарик»- выпячив губы, дети глубоко вдыхают, а на выдохе надувают щеки, имитируя вдувание воздушного шара. Это упражнение не только развивает дыхательный аппарат, но и прекрасная гимнастика для мышц губ и щек ребенка.
  3. «Часики». В ритме часов дети поют-«тик-так, тик-так, тик-так». Упражнение развивает мышцы языка.
  4. «Лошадка». Дети языком должны изобразить «Цок- цок, цок — цок».
  5. «Коровка». «Му-у-у, му-у-у».
  6. «Кукушка». Педагог поет: «Вдали слышна кукушка: ку-ку, ку-ку». Дети подхватывают: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку».
  7. Упражнение «Ветер». Дети должны изобразить усиливающий ветер. Это упражнение на глубоком вдохе и выдохе весьма полезно для вентиляции легких.

Все вокальные творческие задания можно выполнять как индивидуально, так и в группе. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям.

Для повышения самооценки ребенка и уверенности в себе мы в детском садике на занятиях применяем в виде игры следующие приемы вокалотерапии. Задача воспитателя в том, чтобы правильно выбрать, соответствующего по психологическому состоянию, ребенка.

Воспитатель, показывая рукой на ребенка, напевает:

«Ты- ы-самый добрый»

«Ты- ы-самый смелый»

Ребенок за воспитателем повторяет:

Затем остальные дети трехкратными подтверждающими хлопками пропевают:

«Ты- ы-самый добрый!»

«Ты- ы-самый смелый!»

Исходя из психоэмоционального состояния ребенка выбираются слова: смелый, веселый, уверенный, храбрый, чудесный, бодрый, спокойный, довольный, радостный и так далее.

После таких занятий мы наблюдаем значительное улучшение эмоционального состояния детей — они довольны, радостны и уверенны в себе.

Таким образом, при помощи вокалотерапии можно практиковать развивающий эмоциональный тренинг, который способствует улучшению психофизиологического состояния организма ребенка.

Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние вокалотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дошкольного образования.

  1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. / в кн.:”Руководство по психотерапии“. Ташкент, 1979 -275стр.
  2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Для студентов муз.учеб.заведений. М.:Владос, 1997 -383с.
  3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия М., 1999.-162с.
  4. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., Изд-во”Перспектива”, 1994–190 стр.
  5. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., Изд-во ”Антидор ”, 1998–363стр.

Ключевые слова

Похожие статьи

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления.

. сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Психологическое воздействие музыки на ребенка связано с появлением у него позитивных

— 223 с. 3. Глазунова Л. И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального

— 96 с. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду.

Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Укрепление физического и психического здоровья детей.

Здоровье — это физическая, социальная и психологическая гармония человека.

Создавая систему работы по теме:«Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова».

Развитие музыкальных способностей детей старшего.

ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей, артикуляционная гимнастика, музыка, развитие, упражнение.

Воспитательно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые.

ребенок, артикуляционная гимнастика, укрепление здоровья детей, пение, упражнение, музыкальная деятельность, игровой массаж, детский сад, голосовой аппарат, нервная система.

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений.

Она обуславливает особенности восприятия информации, памяти, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель, дошкольное образование.

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском.

психологическое здоровье, ребенок, детский сад, родитель, психологическое здоровье воспитанников, игра, деструктивная агрессивность, личностная рефлексия, потребностно-мотивационный компонент.

Психогимнастика как средство развития и формирования.

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду.

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей. Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, психическое здоровье, эмоциональное здоровье детей, здоровье.

Вокальнохоровая работа с дошкольниками как.

ребенок, артикуляционная гимнастика, укрепление здоровья детей, пение, упражнение, музыкальная деятельность, игровой массаж, детский сад, голосовой аппарат, нервная система.

Наши статьи и публикации

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон – это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» – это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром – последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета – красный, желтый, синий и зеленый – различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к “культрно-независимым” невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) – это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) – техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более “смысловыми” (страх воды, высоты).

доклад по теме Вокалотератия – исцеление звуком

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Вокалотератия – исцеление звуком

«Звук может изменить мир, потому что звук – это движение и возбуждение жизненных сил организма».

По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, доля здоровых детей в целом снизилась до 32%. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. Наша задача – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

ЛСОШ №2 Лотошино 2012 г

На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Надоело болеть? Запишись в хор!

Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать. Владеть голосом и дыханием – значит управлять своим состоянием. Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным

Физиологическое, то есть правильное дыхание — это нижней частью грудной клетки. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции легких. Согласно исследованиям, только 15–20 процентов звука, зарождающегося во время пения, уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны (80–85 процентов) поглощается внутренними органами. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии, в результате чаще простывает и может даже заболеть астмой. «Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. Попробуйте промассировать легкие руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои. Собственным пением мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.

Когда у нас хорошее настроение, мы мурлычем себе под нос песенки, часто поем в ванной и обожаем караоке. Почему? Да потому, что песня отражает не только наше настроение — она еще и помогает… лечиться.

По-научному лечение пением называется вокалотерапией.

Вокалотерапия – это метод, основанный на звуковых вибрациях, доступный каждому и не требующей специальной подготовки.

Этот метод уже несколько лет официально применяется в России.

Первыми пациентами в 1993 году стали больные аллергологического отделения московской больницы, страдающие тяжелой формой бронхиальной астмы. Параллельно с лекарственной терапией они обучались приемам классического вокала. Кроме этого, больные исполняли мелодичные романсы. Пациенты должны были, с одной стороны, укрепить дыхательную систему, с другой — улучшить свое настроение. Ведь известно, что чем оно лучше, тем быстрее люди выздоравливают.

Результаты превзошли самые смелые ожидания медиков. Уже через месяц дополнительного лечения вокалом у 70% больных состояние значительно улучшилось. Более того, 25% из них абсолютно выздоровели. В контрольной группе, где проводилось только медикаментозное лечение, результаты оказались намного хуже. Все наблюдения подтвердились клиническими и лабораторными исследованиями.

Был и другой положительный момент: к концу эксперимента хор вчерашних больных звучал так красиво, что люди незнающие могли подумать, будто поют профессиональные певцы, а не обычные пациенты, которые не так давно не то что петь, а даже разговаривать толком не могли.

Голос – уникальный естественный «встроенный» музыкальный инструмент, который дан природой каждому человеку. Он обладает огромным диапазоном – от разговора и пения до шёпота и крика. И более совершенного музыкального инструмента, идеально подходящего для человека, чем его собственный голос, просто не существует

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Поэтому хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

Человек рождается – и слышит колыбельную, в жизни он поёт по самым разным поводам – будучи в печали или празднуя победы, песней выражая любовь и патриотизм, поёт в хоре или находясь в одиночестве… Когда человек умирает, его провожает песня – обряд отпевания. Пение настолько приятно и привычно, что вряд ли кого-либо занимает вопрос «почему?». А между тем ответ на него весьма познавателен.

Лечение пением описано ещё Аристотелем, подхвачено почти всеми существующими религиями. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение (богослужение всегда идет нараспев). Ученые установили, что активность микробов, «наслушавшихся» колокольного звона и церковной музыки, падает на 40%.

В языческой культуре существовал обычай, когда больного помещали внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым все недуги.

Особенно хорошо пением лечатся болезни, связанные с дыханием (астма, бронхолёгочные заболевания, гайморит).

Известна практика, когда пением излечивается заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, и ).

С самых древних времён людям известна целительная сила отдельных звуков и словосочетаний, произносимых, а точнее – пропеваемых собственным голосом. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали – и используют до сих пор – в Индии и в Китае.

«а» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

«и» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, прочищает нос;

«о» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

«у» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы у мужчин, матки и яичников у женщин;

«ы» – лечит уши, улучшает дыхание;

«э» – улучшает работу головного мозга.

«ом» – снижает кровяное давление;

«ай, па» – снижают боли в сердце;

«ух, ох, ах» – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)

«в, н, м» – улучшает работу головного мозга;

«с» – лечит кишечник, сердце, легкие;

«ш» – лечит печень;

«ч» – улучшает дыхание;

«м» – лечит сердечные заболевания.

Но не всегда лечебными свойствами обладает голос человека. Бывают голоса, звуки, которые калечат:

Рок-музыка, которая, воздействуя ультра- и инфразвуками, а их мы не слышим, но «слышат» все наши органы, способна воздействовать на мозг исподволь. Слушатели даже могут упасть в обморок, если бой барабанов-тамтамов превышает 100 децибел.

Звуковым наркотиком по своей сути является рок-н-ролл. Еще сильнее воздействует на нервную систему человека тяжелый рок-металл.

Известно, что вибрация звуков создаёт вокруг человека своеобразное «защитное поле», поскольку пение активизирует наши энергетические центры. Замечено, что если человек поёт о радости и счастье, он притягивает радость и счастье в свою судьбу. Если он поёт о тоске и печали, притягивает страдания и боль. А когда поёт о несбывшихся надеждах, притягивает будущие поражения.

Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Ребенок в чреве матери на 38-й неделе внутриутробного развития отчетливо слышит музыку и реагирует на нее! Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини-колонками. Французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хоры a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

Несмотря на предубеждения, петь могут все. Можно развить слух. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно “интонировать” голосом, чем 3-4-летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение). Голос можно поставить. Посудите, ведь если человек может говорить – шептать – кричать – это значит, что инструмент есть и его необходимо лишь настроить, чтобы он зазвучал песней. Так что пойте себе, пойте с вашими детьми и будьте здоровы!

МЕТОДОЛОГИЯ ВОКАЛОТЕРАПИИ.

    Святослав Свистунов 3 лет назад Просмотров:

1 МЕТОДОЛОГИЯ ВОКАЛОТЕРАПИИ. Общая технология метода. Вокалотерапия (ВТ), как метод решает следующие задачи: 1.Обучение основам нижне-ребернодиафрагмального дыхания, как наиболее экономичного и эффективного. 2.Постепенное развитие вокальных возможностей, и, как следствие, – укрепление и развитие кардиореспираторной системы, а также системы самоконтроля и психосоматической координации. 3. Регуляция физиологической активности внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы, мышц брюшного пресса и с помощью акустико-резонансных возмущений, возникающих в процессе фонации. 4. Достижение самоуправляемой психической релаксации и динамичной мышечной раскрепощенности. 5. Создание положительного психо-эмоционального фона. Решение вышеописанных задач осуществляется с помощью сеансов МВТ. Структурно сеанс ВТ состоит из: подготовки, вокалотреннинга и заключительного этапа. Подготовка включает рациональную и рецептивную части. Во время рациональной части пациента знакомят со значением дыхания для здоровья человека, с существующими типами дыхания, психофизическими треннинговыми системами и т.д. Объясняется преимущество нижне-реберно-диафрагмального дыхания, кратко излагаются принципы управления дыханием в пении. Это создает необходимый психологический настрой, осознанность в достижении цели, что значительно повышает эффективность занятий. Во время рецептивной части пациенту предлагается прослушать специально составленную автором музыкальную программу «РВТ», записанную на лазерном диске. Музыка мелодичная, негромкая, спокойная, с изящным танцевальным ритмом, создает приподнятое настроение. При прослушивании пациенту предлагается принять удобное положение в кресле и снять мышечное напряжение. По завершению этой части переходят к следующему этапу вокалотреннингу. Вокалотреннинг (30-35 мин). Является основным этапом сеанса МВТ. На первых занятиях у лиц, прежде не обучавшихся пению, вырабатываются элементарные навыки голосоведения. Это необходимо для создания послушного голосового аппарата, настройка которого дает возможность для решения основных задач МВТ. Проблема постановки голоса в данном случае – это, по существу – проблема управления, связанного с еще более общими вопросами оптимального энергетического взаимодействия живого организма с внешней средой

2 Это своеобразный “принцип экономии энергии” является следствием переноса на явления биологии одного из общих принципов механики- “принципа наименьшего действия”. Применение принципа экономии энергии можно легко проследить и на явлениях певческой фонации. Постановка голоса в конечном итоге сводится к приобретению какой-то определенной устойчивой “вокальной техники” или системы “управления” певческой фонацией. Под “управлением” следует понимать сложный сознательноподконтрольный комплекс нервно-двигательных процессов, позволяющих певцу решить поставленную фонационную задачу, например, четко взять определенную ноту или спеть определенное упражнение. Вокалотреннинг включает в себя освоение физиологичного вдоха и выдоха (без пения), правильного взаимного расположения мягкого неба, языка и гортани, а также несколько видов вокальных упражнений. 1-й – медленный и полный вдох итальянцы называют respiropie. Его следует выполнять следующим образом: держать голову прямо, развернув плечи без напряжения, грудь свободна; опустить диафрагму без толчков и поднять грудь медленным и правильным движением. С этого момента легкие будут расширяться до тех пор, пока не наполнятся воздухом. После этого необходимо плавно и медленно выдыхать воздух, можно на букву С-С-С (как спущенная шина). Затем следует неоднократно повторить такой цикл (7-10 раз). 2-й вариант вдоха – противоположность первому: легкое, мгновенное вдыхание, которое дает легким только маленькое дополнение воздуха для надобности момента. Этот полувздох называется mezzo respire (итал. полувдох). Такой вариант дыхания тоже рекомендуется повторить 7-10 раз. Прохождение воздуха через гортань не должно сопровождаться никаким шумом, что могло бы помешать эффективному пению, а также высушить и сделать жесткой слизистую гортани. И первый, и второй вариант вдоха должны осуществляться легко, без напряжения (как вдыхание приятного аромата цветка), с активным участием нижних ребер и диафрагмы. Во время фонации мягкое небо должно быть слегка округлено, как в момент зевка, язык не напрягается, свободно лежит на дне носоглотки, гортань, как правило, незначительно опускается. Четкое выполнение вышеописанных правил поможет успешно выполнять задачи ВТ, решение которых получает свое дальнейшее развитие в специальных вокальных упражнениях. А. Резонаторно-акустическая настройка (до 10 мин) Начинается с упражнений с закрытым ртом. Первый звук поется на “ом-м” тянется четыре четверти, затем остальные ноты данной фигуры поются, не раскрывая рта, на согласную “м-м-м”

3 Возникающая вибрация, особенно в головном резонаторе, дает специфическое ощущение щекотанья на губах, которое является признаком правильной фонации. Далее все повторяется по полутонам вверх, в пределах октавы, а затем – в нисходящем движении. Данное упражнение представлено на рисунке 1. Рис.1. Пример упражнения по резонаторно-акустической настройке. При правильном исполнении упражнения этой группы дают наиболее выраженный вибрационный эффект. Вибрация особенно хорошо ощущается, когда вокалист кладет руку на верхнюю часть грудной клетки. На первых занятиях дыхание берется после каждого такта. Темп подбирается такой, чтобы у начинающего обучаться не возникло перенапряжения. Все упражнения даются в пределах от одной, максимум полутора октав. Б. Упражнения для развития эластичности дыхания (до10 мин) (рис 2). Рис. 2. Пример упражнения, развивающего эластичность дыхания. Характерными признаками оптимального звучания являются: яркость, тембральная наполненность, естественность звучания, ровность. По мере занятий и появления правильных певческих навыков упражнение постепенно усложняется. При этом происходит увеличение числа нот в фигуре, пропеваемой на одном дыхании от трех до пяти нот. Постепенно увеличивается длительность упражнения до сек. Упражнение дается на комбинации тех гласных, которые получаются лучше всех

4 При этом следует учитывать, что звук и-и-и вызывает активные вибрации в головном резонаторе, соответственно воздействуя на головной мозг и железы внутренней секреции. Звук а-а-а и особенно о-о-о в низком регистре вызывают активные вибрации в органах грудной клетки. Поэтому гласные и их комбинации могут использоваться в то же время для вибромассажа того или иного органа. Специалист во время сеансов обязан следить за тем, чтобы обучающийся не форсировал звук, не поднимал при вдохе плеч, а дыхательные экскурсии осуществлял бы преимущественно нижними ребрами и животом. Для активной выработки нижнереберного дыхания и самоконтроля на занятиях можно использовать специальный резиновый пояс с застежками, шириной до см. Другой прием это предложить пациенту во время фонации плотно держать собственными руки нижние ребра, ощущая их активное движение во время вдоха и удерживая их в этом состоянии во время вокализации (выдоха). При этом необходимо следить, чтобы пациент не “перебирал” дыхание и пел, не задыхаясь, не краснея, не напрягая лицо. Сам процесс пения должен доставлять удовольствие и осуществляться с приподнятым настроением. В. Упражнения для активизации диафрагмы (до 5 мин). Поются на стаккато, специальном вокальном приеме отрывистого пения. Данная техника требует активного вовлечением в тренинговый процесс диафрагмы и брюшного пресса. Простейший пример упражнений этой группы представлен в приложении на рисунке 3. Рис. 3. Пример упражнения, активизирующего диафрагму. Упражнения на стаккато активизируют брюшное дыхание, раскрепощают дыхательную мускулатуру, вырабатывают технику звуковой атаки. Г. Оптимизация настроения вокальным творчеством (до 10 мин). Достигается исполнением на первых сеансах фразы, отрывка из какого-либо популярного романса, песни, несложной арии (на выбор). По мере улучшения вокальной техники переходят к исполнению избранного произведения полностью. Очень важно, чтобы оно нравилось пациентам. Вокальная литература богата популярными произведениями высокого художественного уровня. Важно учитывать при выборе жанровые предпочтения пациента и его реальные вокальные возможности

5 В каких-то, случаях можно рекомендовать, например, народную песню «Лучинушка». Хороши также «Ave Maria» Шуберта, «Подмосковные вечера» Соловьего-Седого, «Вечерний звон» и т.д. Исполнение любимого произведения или мелодии в конце занятий дают возможность для творческого самовыражения, коммуникации, оказывая позитивное влияние на психо-эмоциональное состояние и, как следствие, гармонизирующее воздействие на психосоматические функции человеческого организма. Вокальный тренинг осуществляется в определенном темпо-ритмическом режиме, что имеет большое значение для развития автоматизма и экономичности дыхания. Заключительный этап (10 мин). Пациенту предлагается принять удобное положение, снять с себя излишнее напряжение, расслабиться. Включается аудиокассета с программой «РВТ-2», музыка которой способствует восстановлению физиологического баланса, изменяющегося в процессе тренинга, закреплению позитивного треннингового эффекта. Исследования показали, что даже однократное ВТ воздействие в течение 5 минут вызывает функциональные сдвиги в кардиореспираторной системе и в электрической активности головного мозга, что позволяет использовать его в качестве адекватного физиологического теста. Во время пения только часть звука выходит в окружающее пространство, а большая часть звуковой волны остается внутри человека, вызывая вибрацию внутренних органов. Для исследования особенностей вибрационных колебаний внутренних органов во время ВТ использовался компьютерный анализатор акустических сигналов СШ-1, а метод получил название компьютерной фоноорганографии. Регистрация производится с помощью фонокардиографических усилителей ЕМТ 22 В (с выхода Ph6) и динамических микрофонов ЕМТ 26 фирмы Сименс. Обследуемому предлагается спеть трижды поочередно закрытым ртом хроматическую гамму в пределах одной октавы по полутонам (до- до диез ре ре диез фа фа диез – соль соль диез, ля ля-диез си до). Соответственно трижды поочередно в момент фонации осуществляется регистрация звуковых волн с помощью микрофонов N 1 и N 2, которые последовательно и плотно фиксируются к поверхности тела в следующих стандартных проекциях: (1-й замер) проекция печени – 8-е межреберье по срединно-ключичной линии справа + чистый голос (микрофон устанавливается на расстоянии 5 см ото рта поющего); (2-й замер) проекция сердца – на уровне рукоятки грудины + проекция селезенки – на уровне 10 межреберья по средней подмышечной линии слева; (3-й замер) проекция почки – на уровне 11 грудного позвонка по левой паравертебральной линии + чистый голос (микрофон устанавливается на расстоянии 5 см ото рта поющего)

6 Графическая запись звуковых вибраций называется фонограммой (рис. 4). Рис. 4. Фонограмма эфирного голоса и в отведениях, взятых с проекции печени. На фонограммах выделяют фонационные модули, непосредственно характеризующие вибрационный процесс и межфонационные паузы – ровные участки фонограмм, соединяющие модули между собой. Последние характеризуют период, когда поющий пациент сбрасывает остатки дыхания и осуществляет вдох перед следующим фонационным циклом. При анализе записи под каждым модулем следует проставлять ту ноту, при исполнении которой осуществлялась его регистрация. В хроматической гамме 12 звуков-полутонов. Соответственно за время одной записи фиксируется 12 модулей. Программное обеспечение анализатора СШ-1 позволяет автоматически анализировать амплитуду и частоту любого участка фонационного модуля, а также гармонический спектр, что имеет определенную ценность, как в практическом, так и в научно-исследовательском плане

7 Алгоритм применения ВТ у практически здоровых лиц и у лиц с функциональными нарушениями внутренних органов. Для получения стойкого оздоровительного эффекта рекомендуется проводить МВТ с количеством сеансов от 15 до 20, с частотой 1-2 раза в неделю (в зависимости от состояния пациентов и конкретных целей, стоящих перед специалистом). Алгоритм ВТ при лечении бронхиальной астмы. Использовать метод ВТ можно для больных с инфекционно-аллергической и другими формами бронхиальной астмы вне острого периода. В фазе неполной ремиссии рекомендуется использовать ВТ в комплексном сочетании с традиционным медикаментозным лечением, что позволяет существенно снизить количество и частоту приема лекарственных препаратов, а нередко и полностью отказаться от них. Более предпочтительными в таких случаях являются групповые сеансы ВТ. Это мобилизует пациентов, делает их более организованными и целеустремленными. В фазе ремиссии ВТ может применяться без использования лекарств, в качестве самостоятельного реабилитационно-профилактического средства. При этом сеансы могут носить индивидуальный или групповой характер. Число пациентов в группе не должно превышать 7-10 человек. Во время сеансов обязательно проводится и индивидуальная работа. Определено, что в среднем оптимальное время индивидуального сеанса МВТ минут, группового минут. Общий курс лечения сеансов с частотой 3 раза в неделю. На первых порах упражнения следует проводить не спеша, давая возможность пациентам отдохнуть, тщательно следить за тем, чтобы не возникало перенапряжения. По мере приобретения вокально-респираторных навыков, упражнения усложняются. Отличительной особенностью вокалотерапии является выработка навыков осознанного использования вокальных упражнений у обучающихся для каких-то целей оздоровительного характера. Развивается также умение контролировать собственные ощущения. Такой подход, как правило, позволяет после цикла занятий самостоятельно использовать пациентам элементы ВТ, как средство постоянного тренинга собственных адаптационных возможностей и саморегуляции. В результате пациенты приобретают возможность прогрессировать не только по уровню физического состояния, но и в сенсорно-интеллектуальном плане. При этом подавляющее число пациентов, приобщившихся к регулярным вокальным занятиям, отмечали повышение собственного ощущения «качества жизни». Это имеет, несомненно, важное медико-социальное значение. Опыт практического применения метода ВТ показывает его полную безопасность и отсутствие особых побочных эффектов

8 Изредка, у начинающих на первых порах во время сеансов могут возникать легкие головокружения, что объясняется передозировкой вдоха. Данные явления встречаются крайне редко и исчезают самопроизвольно при остановке процесса вокализации. В целом полученные комплексные данные свидетельствуют о высоких восстановительных возможностях ВТ и приводят к выводу о необходимости внедрения метода в широкую практику лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, как один из эффективных методов безлекарственного лечения, реабилитации и профилактики широкого спектра заболеваний, активизирующий естественные ресурсы и неспецифическую резистентность организма человека

Читайте также:  Китайский метод оздоровления звуком
Ссылка на основную публикацию